Добро пожаловать в нереальный мир: «Матрица» и ещё семь фильмов об альтернативных измерениях

В преддверии выхода новой картины Ланы Вачовски вспоминаем киноленты о путешествиях по снам и грёзам от Терри Гиллиама, Кристофера Нолана, Андрея Тарковского и других режиссёров

Добро пожаловать в нереальный мир: «Матрица» и ещё семь фильмов об альтернативных измерениях

Новогодние праздники начнутся только через две недели, а миллионы гиков и киноманов со всего света уже совсем скоро получат свой первый подарок. 16 декабря в прокат выйдет «Матрица: Воскрешение» — четвёртый фильм культовой кинофраншизы сестёр Вачовски. В продолжении антиутопии к своим ролям вернутся актёры из предыдущих частей «Матрицы» — Киану Ривз и Керри‑Энн Мосс.

Билеты на фильм 


Перед походом на новый фильм самое время освежить в памяти первую картину франшизы. Отреставрированную версию «Матрицы» 1999 года можно посмотреть в отечественных кинотеатрах.

Билеты на фильм 


В ожидании премьеры мы решили вспомнить и другие научно-фантастические шедевры об изменчивой природе реальности. В нашем обзоре — семь фильмов по теме от именитых режиссёров прошлого и настоящего.


«Начало» (2010)

Режиссёр: Кристофер Нолан
В ролях: Леонардо ДиКаприо, Джозеф Гордон-Левитт, Том Харди, Киллиан Мёрфи

Копп — гений шпионажа, добывающий сверхсекретные данные путём проникновения в сны людей. На очередном задании герою предлагают взяться за практически невыполнимую работу — внедрить в голову наследника крупной компании идею развалить свой бизнес. Копп берётся за дело, ведь взамен его наниматель обещает ему амнистию по сфабрикованному делу об убийстве жены.

«Начало» — одна из самых известных кинолент Кристофера Нолана, над сценарием которой он работал около десяти лет. Картина вдохновлена аниме «Паприка» режиссёра Сатоси Кона. В фильме «Начало» Нолан, подобно сёстрам Вачовски, скрестил сюрреалистический экшн в духе японской анимации со стилистикой нуара. Картина особенно цепляет своим напоминающим лабиринт миром снов, который поражает ничуть не меньше, чем симуляция в «Матрице».

Посмотреть в KION


«12 обезьян» (1995)

Режиссёр: Терри Гиллиам
В ролях: Брюс Уиллис, Мэделин Стоу, Брэд Питт, Кристофер Пламмер

В 2035 году неизвестный вирус уничтожил 99% населения планеты Земля. В эти тёмные времена учёные отправляют преступника Джеймса Коула в прошлое, где он должен предотвратить катастрофу. По последним данным, виновниками апокалипсиса является таинственная группировка «12 обезьян», заговор которой и предстоит раскрыть Коулу.

Бывший участник комик-группы «Монти Пайтон» Терри Гиллиам никогда не скрывал своей любви к завиральному сюру и сатире на грани фола, и фильм «12 обезьян» не стал исключением. Запутанная история об очередном крестовом походе «избранного» превращается здесь в глубокомысленное высказывание о фатализме и тоске по родному человеку. 

Гиллиам не был бы собой, если бы не приправил фильм визуальными изысками — постапокалиптическое будущее пропитано духом дизельпанка. Тех, кто любит «Матрицу» за её социальный пафос и несколько гипертрофированные выразительные решения, картина «12 обезьян» точно не оставит равнодушными.

Посмотреть на KION


«Помутнение» (2006)

Режиссёр: Ричард Линклейтер
В ролях: Киану Ривз, Роберт Дауни мл., Вуди Харрельсон, Вайнона Райдер

В недалёком будущем главной проблемой человечества становится «Субстанция Д» — сверхмощный наркотик, оказывающий непоправимое влияние на сознание зависимого. Для борьбы с наркотрафиком полиция внедряет в преступные сообщества «кротов» — своих сотрудников в костюмах, постоянно меняющих внешность носителя. Повышенная секретность оперативной работы приводит к тому, что спецагент Боб Арктор получает приказ следить за своим альтер-эго — преступником и наркоманом Бобом Арктором.

Фильм «Помутнение» независимого режиссёра Ричарда Линклейтера основан на литературной классике контркультуры — одноимённом романе Филипа К. Дика. Помимо фабулы, фильм заимствует у первоисточника параноидальную и жуткую атмосферу безысходности. Боб Арктор в исполнении Киану Ривза — это образец ненадёжного рассказчика, антигерой и антимессия. В отличие от Нео и его путешествия по киберпанковской Стране чудес, протагонист фильма Линклейтера не обладает свободой выбора, действует наобум и не видит границы между выдуманным и действительным. «Помутнение» можно назвать кинолентой о победе «Матрицы», в которой герой Киану Ривза вынужден сражаться против самого себя. 


«Эквилибриум» (2002)

Режиссёр: Курт Уиммер
В ролях: Кристиан Бэйл, Шон Бин, Эмили Уотсон, Энгус Макфадьен

Действие фильма «Эквилибриум» также разворачивается в дистопичном будущем. Чтобы предотвратить возможность военной угрозы, люди решили отказаться от эмоций путём приёма специально лекарства и объявили чувственное познание вне закона. Контроль над существующим порядком вещей осуществляют суперсолдаты, одним из которых является Джон Престон.

«Эквилибриум» по своей форме напоминает «Матрицу» больше остальных фильмов в этом обзоре. Постановщик Курт Уиммер создал настоящий экшн-аттракцион, наполнив свою картину стильными перестрелками рукопашными поединками. Персонажи «Эквилибриума» нарушают законы физики не меньше, чем герои «Матрицы» — порой кажется, что вражеские пули в принципе не могут причинить вреда главному герою.

Роднит картины Уиммера и Вачовски уклон в стилистику киберпанка с его архитектурным брутализмом и модными образами персонажей. «Эквилибриум» — это кино для тех, кто души не чает в «Матрице» как в новаторском и безукоризненно стильном боевике.

Ещё по теме:


«Господин Никто» (2009)

Режиссёр: Жако ван Дормель
В ролях: Джаред Лето, Дайан Крюгер, Сара Полли

Немо Никто — последний смертный человек на Земле. За немощным полубезумным стариком наблюдают давно открывшие секрет бессмертия люди, ведя счёт его последних дней. Однажды к Немо обращается журналист, готовый зафиксировать летопись самого старого человека в мире. Своему биографу Никто решает поведать про все свои жизни, в том числе и про параллельные. 

В одном из интервью режиссёр «Господина Никто» Жако ван Дормель назвал свою драму «фильмом о восприятии действительности». Новаторство картины обусловлено его повествовательным языком — в сумбурном пересказе глав из жизни вперемешку с вымыслом главный герой фильма осознаёт, что любой сделанный им выбор был бы правильным. Пребывая сразу в фантазии и реальности, Немо освобождается от временных условностей и обретает бессмертие в моменте своего наивысшего счастья. Фильм подойдёт для тех, кто в «Матрице» больше всего ценит романтическую линию Нео и Тринити, разлучить которых не под силу даже смерти.


«Милые кости» (2009)

Режиссёр: Питер Джексон
В ролях: Сирша Ронан, Стэнли Туччи, Марк Уолберг, Рэйчел Вайс 

Сюзи Сэлмон — бестелесная мятущаяся душа убитой маньяком 14-летней девочки. Она застряла по дороге на небеса, не желая расставаться со своими родными. Из ослепительно красивого личного рая Сюзи наблюдает за любимыми людьми и пытается покарать своего убийцу.

Мелодраму «Милые кости» можно с полной уверенностью назвать одной из самых незаурядных работ Питера Джексона. Экранизировав бестселлер Элис Сиболд, постановщик показал, что со времён «Небесных созданий» не разучился снимать интимное и лаконичное кино. 

«Милые кости» роднят с «Матрицей» темы фатума, выбора и экзистенциального ужаса смерти. При этом картина Джексона не лишена свойственного ему эпизма — личный рай Сюзи смотрится одновременно помпезно и трогательно. «Милые кости» — это меланхоличный фильм про утопию, которая, несмотря ни на что, не может заменить реальность.

Посмотреть на KION 

 

Это может быть интересно:
  • 23 ноября состоялась премьера нового музыкального байопика Питера Джексона «The Beatles: Get Back». На этот раз постановщик обратился к документалистике, смонтировав сотни часов архивных материалов в трёхсерийный фильм о легендарной группе. Узнать больше о последних годах существования The Beatles можно в статье на МТС Live.


«Сталкер» (1979)

Режиссёр: Андрей Тарковский
В ролях: Александр Кайдановский, Анатолий Солоницын, Николай Гринько, Алиса Фрейндлих

Зона — волшебное место, где исполняются самые сокровенные мечты. Проводниками в этом странном уголке Земли являются Сталкеры — люди, полностью отдавшие себя на служение этому чуду. Однажды один из них привозит в Зону двух мужчин — Писателя и Учёного. Так начинается их неспешная одиссея по заброшенным пустырям полным аномалий и ловушек.

Может показаться странным упоминание «Сталкера» Андрея Тарковского в контексте фильмов, так или иначе соприкасающихся с идеями «Матрицы». Тем не менее экранизация «Пикника на обочине» в своё время подарила любителям научной фантастики совершенно иное прочтение жанровых канонов. Граничащий с критическим реализмом дизельпанк, продуманная философия внутреннего мира и сильный авторский голос Тарковского — всё это поднимает «Сталкер» до уровня культового произведения искусства.

Кинолента Андрея Арсеньевича не в меньшей степени любопытна тем, как в ней изображена альтернативная реальность. Зона в «Сталкере» запоминается своим на тот момент радикально современным звуковым сопровождением, автором которого выступил Эдуард Артемьев. Кстати, услышать сочинения великого кинокомпозитора можно будет 21 декабря и 20 мая в столичном Доме музыки

Роднят картины Тарковского и Вачовски мотивы выбора своего пути и избранничества, а также образ проводника-мессии, живущего по законам сразу двух измерений. Возможно, «Сталкер» разочарует тех, кто ждёт от фильма запоминающихся экшн-сцен, но он точно порадует ценителей хорошей актёрской игры и интеллектуальной научной фантастики. 

Что ещё почитать про кино на МТС Live:

 

Автор: Владимир Наумов