Нейросети, роботы, AR-технологии и видеоигры — в МАММ открылась биеннале «Искусство будущего»
Работы арт-группы teamLab, художницы-минималистки Михаль Ровнер, основателя «психоделического реализма» Павла Пепперштейна и других артистов можно будет увидеть до апреля 2022 года


21 декабря в московском Мультимедиа Арт Музее состоялось открытие первой международной биеннале «Искусство будущего/Art for the future». Основными темами масштабной выставки, официальным партнёром которой является МТС, стали научно-технические инновации в творчестве и влияние процессов диджитализации на современного человека.
Мероприятие пройдёт как в офлайн-формате, так и онлайн. Специально для этого был запущен цифровой портал artforthefuture.art — виртуальная галерея работ, представленных в МАММ в рамках экспозиции.
В программе биеннале «Искусство будущего» заявлено 60 проектов от отечественных и зарубежных художников. Посетители выставки смогут увидеть произведения как состоявшихся звёзд мирового современного искусства, так и интересных молодых артистов.
Чьи работы можно увидеть на биеннале «Искусство будущего»:
Михаль Ровнер — художница-минималистка, создающая мрачные, крупномасштабные видеоинсталляции. Аудиовизуальные полотна артистки состоят преимущественно из чёрно-белых или цветных линий, которые напоминают группы людей, снятых с высоты птичьего полёта.
Группа teamLab — пионеры диджитал-арта, доказавшие, что инженеры и дизайнеры интерфейсов могут создавать высокое искусство. Художники погружают зрителя в свои работы посредством ярких визуальных образов, компьютерной графики и звука. Произведения teamLab порой бывают настолько масштабными, что занимают целые музейные залы.

Энтони Гормли — скульптор-монументалист, обладатель престижной премии Тёрнера и кавалер ордена Британской Империи. Одна из самых известных работ художника — 20-метровый «Ангел Севера», одно из центральных произведений современной скульптуры.
Филип Колберт — художник и дизайнер, которого нередко называют наследником Энди Уорхола. Известен своим кричащим визуальным стилем, поп-артовыми сюжетами и любовью к лобстерам — постоянным героям его произведений.
Эд Форниелес — медиа-артист, исследующий отношения внутри современного социума. Художник работает с виртуальной реальностью, помогая зрителю переосмыслить субкультурные конструкты, семейные ценности и даже популярные мемы.
Павел Пепперштейн — культовый отечественный артист, основатель «психоделического реализма», писатель и теоретик современного искусства. Метод Пепперштейна — смешение иллюстративного и литературного способов передачи информации с психоделическим нарративом.

Аристарх Чернышёв — мастер мультимедийного интерактивного искусства, обладатель Премии Кандинского в категории «Медиа-арт. Проект года»-2009. Известен совместными работами с художниками Владиславом Ефимовым и Алексеем Шульгиным. Специально для биеннале Чернышёв подготовил проект «Сверхпотребитель», сочетающий компьютерную графику и AR-технологии.
- Герои улиц. О художниках AR-спектакля Urban.Moskva, посвящённого уличной культуре
- «Портал в новое измерение городской среды: AR-спектакль Urban.Moskva» — обзор иммерсивного театрального проекта, вдохновлённого наследием культуры XX века и творчеством стрит-артистов
- «Дополненная реальность в культуре и искусстве» — как AR-технологии меняют формат художественных выставок
Михаил Максимов — художник и независимый режиссёр, выпускник Московской школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко. Трёхкратный лауреат Международного Каннского видеофестиваля в категории Best Russian Short.
Наталья Алфутова — диджитал-артистка, создательница интерактивных инсталляций. Работы художницы воспроизводят механику вычислительных машин и нейронных сетей, вовлекая зрителя в действо через игру.
Дмитрий Кавка — графический дизайнер, художник интернет-арта. Переосмысливает в своём творчестве классические техники живописи посредством цифрового инструментария. Для выставки «Искусство будущего» Кавка создал инсталляцию-аттракцион «Работа над железом».
- «Цифровая революция: зачем идти на выставку «New Nature» арт-дуэта Recycle Group в московском ЦСИ «Винзавод» — гид по последней на данный момент экспозиции художников Андрея Блохина и Георгия Кузнецова
Екатерина Попович — художница, которая в своих работах развивает идеи постгуманизма и процессов диджитализации. Одна из основных тем в творчестве артистки — стирание границ между человеком и его цифровыми ипостасями.

::vtol:: (Дмитрий Морозов) — медиахудожник, робототехник и саунд-дизайнер. На основании авторских концепций создаёт автономные системы и необычные музыкальные инструменты. Специально для биеннале ::vtol:: собрал робота «adad», в реальном времени транслирующего данные об ударах молний.
«Музей вечно играющих аттракционов» — дуэт артистов Анастасии Крохалевой и Дениса Перевалова, чьи инсталляции демонстрируют дистопичную сторону нашей действительности. Участники группы работают преимущественно с виртуальной реальностью, которую они считают новым медиумом современного искусства.
Николай Дыбовский — разработчик игр, руководитель студии Ice-Pick Lodge. Создатель инди-триллера «Мор. Утопия», посвящённого выживанию в охваченном чумой степном городке.
Помимо основной экспозиции, в рамках биеннале «Искусство будущего» запланированы мастер-классы артистов и образовательная программа для детей.
Выставка продлится до 3 апреля 2022 года. Попасть на неё, а также на другие экспозиции в МАММ, можно по единому билету.
С 28 ноября вход в Мультимедиа Арт Музей возможен только при предъявлении QR-кода и в маске. Узнать больше о том, как работают столичные учреждения культуры в период ограничений, можно в материале на МТС Live.
Автор: Владимир Наумов
Обложка: teamLab — «Жизнь и увядание в текущий момент вечности II», 2019, цифровое 12-канальное бесконечное произведение © teamLab, courtesy Pace Gallery.