Куда сходить в театр летом? Выбор «Театрального журнала»
Спектакли Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска, которые стоит увидеть в первый месяц долгожданного лета
Постановки:
Москва
«Симон»
Где: в Театре им. Вл. Маяковского
Когда: 2 и 24 июня
Жанр свежей премьеры Маяковки по роману Наринэ Абгарян обозначен как «Странствия вечной любви». Проходят они под аккомпанемент армянских народных мотивов. Готовое наслаждение для тёплого летнего вечера. Имейте только в виду, что «Симон» — это драма. И ещё неизвестно, что быстрее сотрёт с лица улыбку — то, что главный герой, каменщик Симон, в определённый момент ляжет в гроб, или же рассказ о судьбах его пяти женщин. У каждой за плечами целая жизнь, а мгновений счастья в ней — всего ничего: у кого неделя, у кого год, и всё благодаря Симону. Что же, урок всем нам: лови момент, или, как говорили древние римляне, «Carpe diem!». Как это будет по-армянски — узнаем в Театре Маяковского.
«Иван Васильевич»
Где: в Театре Сатиры
Когда: 2 и 30 июня
Да-да, это «Иван Васильевич меняет профессию», наша любимая кинозакуска к новогоднему столу. А вы в курсе, что вообще-то это экранизация пьесы Булгакова? Что управдом Бунша, инженер Тимофеев, обокраденный Шпак — современники Воланда и Остапа Бендера? Что в палаты Иоанна Грозного они попадают прямиком из коммуналки? Сергей Газаров в Театре Сатиры задался целью предъявить зрителю оригинал — и в то же время сделать публике смешно. Сказать, что вы не узнаете эту историю, было бы преувеличением: в конечном счёте, каждую вторую реплику мы помним наизусть. Но кататься на таком ретроаттракционе чрезвычайно весело. Так что торопись, князь, крути, крути свою машину!
«Р»
Где: Сатирикон (на сцене ММЦ «Планета КВН»)
Когда: 25 и 26 июня
Тут всё наоборот: играют произведение из школьной программы, но опознать его удастся не сразу. «Р» означает «Ревизор», однако начнётся он не с чиновничьего собрания и завершится совсем не той немой сценой, которую ждёшь. Комедия разъята на молекулы и собрана во что-то новое, одновременно непривычное и узнаваемое. «Р» — зрелище инфернальное, злободневное и по-гоголевски фантастическое. Достаточно сказать, что на сцене тут валяется гигантская дохлая ворона, а вместо просителей к Хлестакову выходят самые настоящие мёртвые души. Кстати, в Москве в те же июньские дни идёт и другое, не менее причудливое прочтение гоголевской комедии — «Ревизор. Версия» в «Et Cetera» с Александром Калягиным в роли Хлестакова.
«Служанки»
Где: в Театре Романа Виктюка
Когда: 15 и 22 июня
Этому спектаклю уже 35 лет, однако про него всё равно хочется сказать: «Спешите видеть!». В год премьеры, перестроечный 1988-й, это была бомба. Детали, из которых она собрана: абсурдистская пьеса Жана Жене; женские роли, сыгранные мужчинами (так завещал автор), пластическое действо на стыке кабаре и кабуки — по отдельности будто бы и не ошеломляют. А вот целое обескураживает, вдохновляет, сбивает с толку и не желает укладываться в голове. На долгую жизнь способны только те спектакли, в которых создан мир, и «Служанки» — он самый и есть. Мир без предрассудков. Царство красоты. Театр Виктюка.
Санкт-Петербург
«Дневник ласточки»
Где: в Большом театре кукол
Когда: 27 июня
Ехать в Питер на кукольный спектакль? Ещё и по научно-популярной книжке? Ребятам о зверятах — в смысле, о птичках? Да, да и да! Потому что петербургские театры кукол — феномен. Потому что «Дневник ласточки» — книга не только о ласточках, но и о красоте вольного полёта. Потому что спектакль по этой книге — рукотворное чудо, которое творится в маленьком зале на тридцать персон. Как там оживают куклы и что происходит с моделью небесных сфер, объяснять бессмысленно. А смотреть — всем! Тот случай, когда возрастную маркировку надо читать как «6 +∞».
«Мейерхольд. Чужой театр»
Где: в Александринском театре
Когда: 5 и 6 июня
В последние годы столичные театры полюбили рассказывать истории о себе (в репертуаре МХТ, например, значится сразу четыре таких спектакля). Как правило, речь идёт о славных делах. Режиссёр Валерий Фокин сделал наоборот: погрузил зрителя в самые мрачные мгновения прошлого. Декабрь 1937-го. Мейерхольда громит официозная критика. В театре, который он когда-то создал, созвано собрание коллектива, на котором вчерашние соратники принялись атаковать своего лидера. Основа — строго документальная, оттого ещё страшнее. К счастью для нас, спектакль всё же о режиссёре: будут и флэшбэки — реконструкции его легендарных спектаклей, и он сам, романтический мастер, уходящий в вечность непобеждённым.
«Академия смеха»
Где: в Театре им. Ленсовета
Когда: 30 июня
О несвободе можно говорить и с усмешкой, как это сделал японец Коки Митани в своей пьесе «Академия смеха». Затравка такая: драматург приносит цензору на утверждение своё очередное творение. Писатель, понятно, против цензуры, чиновник, кстати, тоже — по его мнению, театры надо попросту закрыть, и дело с концом. Начинается абсурдная история, в ходе которой все сойдут с ума, а два антагониста сообща напишут новую пьесу. Смеяться до упаду едва ли придётся, однако напитаться электрическим напряжением мысли получится. А ещё понаблюдать за напряжённой дуэлью отличных актёров — Ильи Деля и Сергея Перегудова.
«Сирано де Бержерак»
Где: в театре «Мастерская»
Когда: 22 июня
«Сирано» идёт много где и редко в чистом виде. Где-то его превращают в аттракцион, где-то в печальное размышление о театре, где-то — в пародию. Спектакль петербуржца Александра Баргмана интересен уже тем, что он пытается дать зрителю именно героическую комедию. А заодно напомнить, что Эдмон Ростан писал её в пику своей негероической эпохе. В «Мастерской» вы увидите Сирано без гасконской бравады — поэта, собеседника Луны, обречённого на одиночество. Вы увидите Роксану — и, возможно, впервые простите ей неспособность разобраться в чувствах. И, конечно, вы увидите историю несбыточной любви двух людей, созданных друг для друга. За ней одной и стоит идти на «Сирано».
Новосибирск
«Ромео и Джульетта»
Где: в театре «Красный факел»
Когда: 9 и 10 июня
Современные авторы повестью о Ромео и Джульетте норовят не только печалить, но и удивлять. Вот, например, новосибирская постановка, выпущенная молодым режиссёром Марком Букиным. У Шекспира он взял только фабулу, а гениальный текст вырезал под корень. Впрочем, новосибирские Ромео и Джульетта отнюдь не безмолвствуют. Более того, это мюзикл, однако знакомый сюжет в нём перепет своими словами. Именно своими: по мотивам трагедии написано не менее пяти различных мюзиклов, но в «Красном факеле» сочинили собственный. Конкретного стиля за постановкой не закреплено: тут и рок, и хип-хоп, и чего только нет. В столицах, к слову, трагедию тоже играют, и снова не в первозданном виде. В петербургском БДТ вас ждёт постмодернистски закулисная «Джульетта» эстонского дуэта Оясоо — Семпер, в Москве — свежая премьера Константина Богомолова «Одна и один», в которой герои-любовники доживают до глубокой старости. В БДТ билеты уже разлетелись, а вот на Богомолова в июне ещё можно успеть.
«Леди Макбет Мценского уезда»
Где: в театре «Красный факел»
Когда: 14 и 16 июня
Пётр Шерешевский — режиссёр, что называется, спорный. Для одних зрителей любая его премьера — событие сезона, для других — претенциозная спекуляция, третьи дежурно возмущаются вольным обращением с классикой. Хрестоматийные сюжеты режиссёр переносит не просто в современность, а в самые её болезненно узнаваемые точки. «Макбет» разыгрывается на корпоративе, «Борис Годунов» — в школьном спортзале, «Опера нищих» — в берёзовой роще, плавно переходящей в полицейский участок. В Новосибирске Шерешевский поставил «Леди Макбет Мценского уезда»: странно, что не переименовал в «Леди Макбет спального района». Катерина Измайлова тут томится в панельке, вместо мужа-купца — владелец лавчонки на первом этаже того же здания. Районы, кварталы, жилые массивы — это полбеды. Беда в том, что преступление, которое совершает главная героиня, кажется, никого не шокирует. И от этого может сделаться не по себе. А может и не сделаться — вдруг вы из команды «нелюбителей Шерешевского»? Есть смысл проверить.
Материал подготовлен «Театральным журналом»
Текст — Сергей Алексеенко
- Сходить в театр, а не с ума: краткий гид по театральным вопросам
- Шесть спектаклей по произведениям Михаила Булгакова в Москве
- Лучшие детские театры Москвы: от кукольных до иммерсивных — на какие спектакли стоит сходить с детьми разного возраста