От Вертинского и Высоцкого до Гречки и Швец: краткая история авторской песни в России

Рассказываем про главных представителей отечественной бардовской сцены и разбираемся в феномене популярности постбардов

От Вертинского и Высоцкого до Гречки и Швец: краткая история авторской песни в России

Авторская песня в России — особый, сугубо национальный феномен, подобно балету или театральной школе Станиславского. Найдутся те, кто вспомнят тех же блюзменов и крунеров, чьё творчество красной нитью проходит через всю культуру довоенной Америки. Но сочинения этих исполнителей имеет только общее формальное сходство с отечественным, так называемым городским романсом. 

Отличительная черта музыки бардов — её бытовой колорит, уклон в незамысловатую романтику и национальные музыкальные традиции. Представителей этого жанра всегда отличало умение говорить просто о сложном, способность превратить, казалось бы, банальную жизненную ситуацию в материал для новой композиции. 

В этой статье мы пробежимся по страницам истории отечественной бардовской песни, расскажем о её важнейших представителях, а также поговорим о новой волне популярности данного направления среди зумеров.


От городского романса до будничной поэзии

Историю авторской песни в России принято отсчитывать от начала XX века, когда кумиром просвещённой публики стал харизматичный эстрадный артист Александр Вертинский. Его сугубо личные сочинения, наполненные во многом позаимствованной у поэта Александра Блока декадентской эстетикой, сформировали образ музыканта-рассказчика, дотошно препарирующего окружающую его действительность. Вертинский, подобно рок-звезде, пленял публику своей искренностью и вольной натурой, а также эпатажным поведением и, не в последнюю очередь, незаурядными вокальными данными.

Культурные события в Москве, посвящённые жизни и творчеству Вертинского:

Помимо этого, в онлайн-кинотеатре KION можно посмотреть сериал об этом выдающемся эстрадном артисте.

Посмотреть сериал


Традиции непосредственно бардовской песни начали складываться в 30-х годах прошлого столетия. Одни из первых артистов в жанре — Михаил Анчаров, а также дуэт Павла Когана и Георгия Лепского. Особенную популярность заслужила ода вольности «Бригантина», написанная Лепским и Коганом в 1937 году.

Во времена Великой Отечественной войны сочинения бардов стала отдушиной для советских людей — достаточно вспомнить вальс «Синий платочек», первоначальный текст к которому был написан Яковом Галицким, или композицию «Катюша» Матвея Блантера и Михаила Исаковского. Несмотря на свойственный гражданской лирике пафос, эти песни увлекали слушателей сюжетами-миниатюрами о любви и мирном небе над головой.

Расцвет отечественного авторского музыкального искусства пришёлся на оттепельные и застойные годы — именно тогда увидели свет самые известные композиции Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Юрия Визбора, Александра Галича и других выдающихся отечественных бардов. В сочинениях этих артистов наследие Вертинского органично сочеталось с традициями русского романса и умной иронией. Особую силу возымел голос автора — сильный, поставленный и сугубо индивидуальный. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить исполнительскую манеру Высоцкого и его умение прямо и открыто говорить со слушателями о наболевшем.

Театральные постановки о Владимире Высоцком в Москве и Санкт-Петербурге:


От русского рока до постбарда

В конце 80-х годов прошлого века авторская песня в России заложила основу сразу для двух жанров — шансона и рока. Классическая структура романса обросла специфическими стилевыми чертами — в частности, увеличилась роль музыкального сопровождения и сценического перформанса. В случае шансона к автору-исполнителю присоединись целые мини-оркестры с бэк-вокалистами, синтезаторами и прочими электроинструментами. Изменилась и тематика песен: ирония и лаконичность содержания стала преобладать над поэтичностью, а броская криминальная эстетика — над городской романтикой.

Концерты ведущих отечественных шансонье:

Советская и постсоветская рок-сцена также испытала сильнейшее влияние наследия бардов. Со времён Александра Башлачёва и, чуть позже, Майка Науменко гитарная музыка в России начала складываться на фундаменте сильной и самобытной авторской лирики. Здесь можно вспомнить как сложносочинённые постмодернистские пассажи лидера «Гражданской обороны» Егора Летова, так и тезисные гимновые сочинения Виктора Цоя.

В наше время бардовская песня претерпевает скачок популярности — всё чаще героями чартов становятся музыканты, вооружённые только акустической гитарой и собственным голосом. Переродившийся жанр уже нарекли постбардом, и сейчас это одно из самых востребованных направлений среди меломанов поколения Z. Скорее всего, возросший интерес к авторской песне можно обуславливать её незамысловатостью и доступностью, особенно по сравнению с треками стадионных артистов.

Может быть интересно:


Что послушать из постбарда

Монеточка — признанная предвестница новой волны отечественной авторской музыки. Творчество Елизаветы Гырдымовой цепляет своей нарочитой наивностью в сочетании с едкой, нередко печальной иронией. В данный момент артистка отказалась от минималистичного подхода к сочинению музыки и пробует себя в самых разных жанрах.


гречка — пионерка постбарда, определившая развитие жанра на годы вперёд. Минималистичные, лишённые громоздкого продакшна работы певицы цепляют своей меланхоличной атмосферой и бытовой образностью. Подобно Лизе Монеточке, гречка в своих последних записях обращается к целой палитре жанров — от поп-рока и инди до постпанка и даже фолка.

Какие альбомы послушать:


алёна швец. — ведущая артистка постбарда и главый современный хитмейкер направления. Песни исполнительницы посвящены неидеальным людям и их проблемам — общественной критике, невзаимной влюблённости, кризисам отношений и одиночеству.

Какие альбомы послушать:

 

Автор: Владимир Наумов