От Вертинского и Высоцкого до Гречки и Швец: краткая история авторской песни в России
Рассказываем про главных представителей отечественной бардовской сцены и разбираемся в феномене популярности постбардов
Авторская песня в России — особый, сугубо национальный феномен, подобно балету или театральной школе Станиславского. Найдутся те, кто вспомнят тех же блюзменов и крунеров, чьё творчество красной нитью проходит через всю культуру довоенной Америки. Но сочинения этих исполнителей имеет только общее формальное сходство с отечественным, так называемым городским романсом.
Отличительная черта музыки бардов — её бытовой колорит, уклон в незамысловатую романтику и национальные музыкальные традиции. Представителей этого жанра всегда отличало умение говорить просто о сложном, способность превратить, казалось бы, банальную жизненную ситуацию в материал для новой композиции.
В этой статье мы пробежимся по страницам истории отечественной бардовской песни, расскажем о её важнейших представителях, а также поговорим о новой волне популярности данного направления среди зумеров.
От городского романса до будничной поэзии
Историю авторской песни в России принято отсчитывать от начала XX века, когда кумиром просвещённой публики стал харизматичный эстрадный артист Александр Вертинский. Его сугубо личные сочинения, наполненные во многом позаимствованной у поэта Александра Блока декадентской эстетикой, сформировали образ музыканта-рассказчика, дотошно препарирующего окружающую его действительность. Вертинский, подобно рок-звезде, пленял публику своей искренностью и вольной натурой, а также эпатажным поведением и, не в последнюю очередь, незаурядными вокальными данными.
- спектакль «Александр Вертинский. Желтое танго» — 6 февраля, музей Булгакова;
- концерт Евгении Смольяниновой «Посвящение Александру Вертинскому» — 3 марта, Центральный Дом литераторов;
- концерт «Александр Вертинский. Возвращение» — 12 марта, Москва, Дом музыки.
Помимо этого, в онлайн-кинотеатре KION можно посмотреть сериал об этом выдающемся эстрадном артисте.
Традиции непосредственно бардовской песни начали складываться в 30-х годах прошлого столетия. Одни из первых артистов в жанре — Михаил Анчаров, а также дуэт Павла Когана и Георгия Лепского. Особенную популярность заслужила ода вольности «Бригантина», написанная Лепским и Коганом в 1937 году.
Во времена Великой Отечественной войны сочинения бардов стала отдушиной для советских людей — достаточно вспомнить вальс «Синий платочек», первоначальный текст к которому был написан Яковом Галицким, или композицию «Катюша» Матвея Блантера и Михаила Исаковского. Несмотря на свойственный гражданской лирике пафос, эти песни увлекали слушателей сюжетами-миниатюрами о любви и мирном небе над головой.
Расцвет отечественного авторского музыкального искусства пришёлся на оттепельные и застойные годы — именно тогда увидели свет самые известные композиции Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Юрия Визбора, Александра Галича и других выдающихся отечественных бардов. В сочинениях этих артистов наследие Вертинского органично сочеталось с традициями русского романса и умной иронией. Особую силу возымел голос автора — сильный, поставленный и сугубо индивидуальный. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить исполнительскую манеру Высоцкого и его умение прямо и открыто говорить со слушателями о наболевшем.
- спектакль «Высоцкий В.С.» — 13 февраля, Москва, Театр на Таганке;
- постановка «Высоцкий. Рождение легенды» — 16 февраля, Московский Губернский театр;
- драма «Высоцкий. Requiem» — 18 марта, Санкт-Петербург, Большой театр кукол;
- спектакль «Высоцкий. Рождение легенды» — 1 апреля, Санкт-Петербург, БКЗ «Октябрьский».
От русского рока до постбарда
В конце 80-х годов прошлого века авторская песня в России заложила основу сразу для двух жанров — шансона и рока. Классическая структура романса обросла специфическими стилевыми чертами — в частности, увеличилась роль музыкального сопровождения и сценического перформанса. В случае шансона к автору-исполнителю присоединись целые мини-оркестры с бэк-вокалистами, синтезаторами и прочими электроинструментами. Изменилась и тематика песен: ирония и лаконичность содержания стала преобладать над поэтичностью, а броская криминальная эстетика — над городской романтикой.
Советская и постсоветская рок-сцена также испытала сильнейшее влияние наследия бардов. Со времён Александра Башлачёва и, чуть позже, Майка Науменко гитарная музыка в России начала складываться на фундаменте сильной и самобытной авторской лирики. Здесь можно вспомнить как сложносочинённые постмодернистские пассажи лидера «Гражданской обороны» Егора Летова, так и тезисные гимновые сочинения Виктора Цоя.
В наше время бардовская песня претерпевает скачок популярности — всё чаще героями чартов становятся музыканты, вооружённые только акустической гитарой и собственным голосом. Переродившийся жанр уже нарекли постбардом, и сейчас это одно из самых востребованных направлений среди меломанов поколения Z. Скорее всего, возросший интерес к авторской песне можно обуславливать её незамысловатостью и доступностью, особенно по сравнению с треками стадионных артистов.
- «Арена-рок: не время умирать» — как U2, Red Hot Chili Peppers и Metallica переосмыслили своё творчество и написали главные хиты в истории гитарной музыки
Что послушать из постбарда
Монеточка — признанная предвестница новой волны отечественной авторской музыки. Творчество Елизаветы Гырдымовой цепляет своей нарочитой наивностью в сочетании с едкой, нередко печальной иронией. В данный момент артистка отказалась от минималистичного подхода к сочинению музыки и пробует себя в самых разных жанрах.
- «Раскраски для взрослых» (2018);
- «Декоративно-прикладное искусство» (2020).
гречка — пионерка постбарда, определившая развитие жанра на годы вперёд. Минималистичные, лишённые громоздкого продакшна работы певицы цепляют своей меланхоличной атмосферой и бытовой образностью. Подобно Лизе Монеточке, гречка в своих последних записях обращается к целой палитре жанров — от поп-рока и инди до постпанка и даже фолка.
- «Звёзды только ночью» (2017);
- «Не за что» (2021).
алёна швец. — ведущая артистка постбарда и главый современный хитмейкер направления. Песни исполнительницы посвящены неидеальным людям и их проблемам — общественной критике, невзаимной влюблённости, кризисам отношений и одиночеству.
- «Похороните меня за социум» (2018);
- «Королева отстоя» (2020).
Автор: Владимир Наумов