Поэзия природы и человека: о чём снимал и как творил Сиро Тоёда

К московской ретроспективе японского режиссёра в Третьяковской галерее рассказываем об основных работах мастера

Поэзия природы и человека: о чём снимал и как творил Сиро Тоёда

В этом году исполнилось 115 лет со дня рождения Сиро Тоёды — пионера и классика японского жанрового кино. Вместе с Ясудзиро Одзу («Токийская повесть», «Поздняя весна»), Акирой Куросавой («Семь самураев», «Расёмон») и Микио Нарусэ («Плывущие облака», «Стон горы») Тоёда участвовал в формировании культурного кода и эмоциональной палитры национального аудиовизуального зрелища. В работах мастера нашёл отражение особый поэтический натурализм быта и культуры Японии, богатый сложносочинённой образностью и меланхоличным колоритом.

Сиро Тоёда одним из первых среди своих коллег обратился к литературе в поиске не только основ для сценариев, но и новых смыслов. Значительную часть фильмографии режиссёра занимают экранизации произведений популярных японских авторов. Синхронно с развитием киноискусства Тоёде удалось запечатлеть становление модернистской мысли и начало эпохи стремительного технического прогресса. Темы, волновавшие постановщика, отвечали духу времени — это и борьба человека за свои права, и исследование нонконформизма как социального явления, и размышление о том, что есть мужское и женское в современных реалиях.

С 19 октября в Третьяковской галерее стартует первая в России ретроспектива фильмов Сиро Тоёды. Всего будет продемонстрировано 13 кинокартин, охватывающих основные этапы творчества режиссёра. В этом обзоре мы кратко расскажем о лентах, включённых в программу киносмотра. 

Все показы в рамках ретроспективы пройдут на японском языке с английскими субтитрами и русским синхронным переводом в индивидуальных наушниках.


«Весна на маленьком острове» (1940)

Когда: 19 октября
В ролях: Сидзуэ Нацукава, Итиро Сугаи, Харуко Сугимура, Мисако Симидзу

Билеты на фильм

Ретроспектива откроется показом драмы «Весна на маленьком острове» (1940) — одной из стилеобразующих работ Сиро Тоёды. Фильм является экранизацией одноимённого произведения японского врача Масако Огавы, специализирующегося на лечении болезни Хансена, более известной как проказа, которая поразила Японию в первой половине XX века. 

Болезнь в этой авангардной и смелой по задумке картине противопоставлена живописным пейзажам островов Внутреннего Японского моря. Суровый контрапункт предоставляет зрителю свободу трактовки сюжета и простор для философствования. Своим фильмом Тоёда задаёт непростые вопросы о смысле жизни и будущем человечества через камерное повествование о буднях врача лепрозория, возводя медицину до наивысших гуманистических высот.


«Дикий гусь» (1953)

Когда: 21 октября
В ролях: Хидэко Такаминэ, Хироси Акутагава, Дзюкити Уно, Эйдзиро Тоноу

Билеты на фильм

«Дикий гусь» — экранизация одноимённой повести известного японского писателя Мори Огай. Картина стала первым послевоенным успехом Сиро Тоёды и вошла в список из десяти лучших японских фильмов 1953 года по версии журнала «Кинэма дзюмпо». Центральный конфликт фильма — набоковский любовный треугольник, внесённый в контекст национальной истории. 

Отама — дочь разорившегося торговца, которая выбирает судьбу содержанки ради финансового благополучия своих родных. Но однажды девушка влюбляется в студента-медика, с которым ей не суждено быть вместе — юноша готовится к командировке в Германию.


«Сладкие бобы для двоих (Муж, жена и бобовая похлебка)» (1955)

Когда: 23 октября
В ролях: Хисая Морисигэ, Тикагэ Авасима, Макото Кобори, Ёко Цукаса

Билеты на фильм

Сюжет мелодрамы «Сладкие бобы для двоих» посвящён ещё одной непростой истории любви. Гейша Тёко решает изменить свою жизнь и становится женой Рюкити — непутёвого и ленивого наследника торговой лавки. Но сладкая жизнь этой паре не светит — Рюкити привык транжирить, а не работать, и Тёко приходится вернуться к своему ремеслу.

Изображённые в картине чувства главных героев, вероятно, вызовут у современного зрителя ассоциацию с созависимыми отношениями. Но Рюкити — это в первую очередь сильная женщина, которая способна на безусловную любовь. Лента стала архетипичной для творчества режиссёра, который ещё не раз вернётся к теме переосмысления понятий мужественности и женственности.


«Легенда о белой змее (Околдованная любовь Мадам Пай)» (1956)

Когда: 28 октября
В ролях: Ёсико Ямагути, Рё Икэбэ, Каору Ятигуса, Нидзико, Харуо Танака

Билеты на фильм

Экранизация романа Фусао Хаяси «Заклятие Белой госпожи», вдохновлённого китайской народной легендой о белой змее — мистическом духе-суккубе, способном принимать человеческое обличие. Сюжет картины повествует о юноше по имени Кёсэн, влюблённом в красавицу Байнян. С каждой новой встречей с девушкой герой всё больше теряет голову, но Байнян — не та, за кого себя выдаёт.

Ленту «Легенда о белой змее» можно назвать прото-слоубёрнером. Элементы популярного ныне жанра, прославившего во всём мире киностудию А24, легко обнаруживаются в фильме Сиро Тоёды. Режиссёр смело ступает на территорию Хичкока, интригуя зрителя и заставляя его с трепетом и нескрываемым любопытством ждать неминуемой развязки истории.


«Кошка, Сэдзо и две женщины» (1956)

Когда: 30 октября
В ролях: Хисая Морисигэ, Исудзу Ямада, Кёко Кагава, Тиэко Нанива

Билеты на фильм

Очередная мелодрама Тоёды и снова по мотивам литературного источника — на этот раз мастер перевёл на киноязык повесть японского писателя Дзюнъитиро Танидзаки. От лентяя Сёдзо ушла его жена Синако — женщина была не в силах терпеть разгильдяйское поведение мужа. Расставание поначалу не сильно заботит главного героя, но известие о её повторном браке заставляет Сёдзо действовать. За помощью горе-муж приходит к своей любимице — кошке Лили.

В послевоенной Японии были особенно популярны фильмы жанра бакэнэко — триллеры сомнительного качества о кошках-оборотнях. Мелодрама «Кошка, Сёдзо и две женщины» является своеобразной пародией на жанр, его реалистическим и комедийным осмыслением. По Тоёде, бояться нужно не волшебных созданий, а ленивых и мстительных людей.


«Снежная страна» (1957)

Когда: 6 ноября
В ролях: Рё Икэбэ, Кэйко Киси, Каору Ятигуса, Хисая Морисигэ, Дайскэ Като

Билеты на фильм

Всего год спустя после комедийной мелодрамы «Кошка, Сэдзо и две женщины» Сиро Тоёда берётся за экранизацию романа Нобелевского лауреата Ясунари Кавабата. Сюжет фильма «Снежная страна» сосредоточен на отношениях писателя-интеллигента и провинциальной гейши. Здесь внимательному зрителю снова встретится контрапункт — ремесло девушки контрастирует со снежными пейзажами префектуры Ниигата, а оккупация Японии рифмуется с внутренней жаждой свободы интеллектуала, мечтающего о лучшей участи для себя и своей страны.


«Гостиница возле станции» (1958)

Когда: 11 ноября
В ролях: Хисая Морисигэ, Фрэнки Сакаи, Дзюндзабуро Бан, Тикагэ Авасима

Билеты на фильм

Один из наиболее ярких примеров развлекательного кинематографа Тоёды. Лента посвящена внутренней кухне гостиничного бизнеса, экспертом в которой является мужчина по имени Дзихэй. Вот уже 30 лет он работает в отеле «Кукимото», и кому, если не ему, судить о том, как идут дела в курортно-досуговой сфере. Если раньше любой клиент мог ждать особого обхождения, то сейчас все процессы внутри гостиницы напоминают барахлящий механизм. Дзихэй с теплотой вспоминает о былых временах и, сам того не замечая, наблюдает приход новой индустриальной эпохи.

Комедия положений «Гостиница возле станции» стала вкладом Сиро Тоёды в богатый жанр экимаэ — «привокзальных» колоритных развлекательных кинолент. Успех фильма был настолько огромным, что закрепил режиссёра в жанре и породил целую волну подобных картин.


«Путь во тьме ночной» (1959)

Когда: 13 ноября
В ролях: Рё Икэбэ, Фудзико Ямамото, Тикагэ Авасима, Тацуя Накадай, Харуко Сугимура

Билеты на фильм

Киноверсия одноимённого романа Наоя Сига, проблематика которого может показаться достаточно сложной даже подготовленному современному читателю. После того, как Кэнсаку делает предложение Аико и получает отказ, юноша узнаёт о страшной тайне своего происхождения. Оказывается, он — плод кровосмесительных уз своих матери и деда. Знание тяготит героя — мужчина боится, что «дурная кровь» рано или поздно заявит о себе. Кэнсаку теряет веру в себя и начинает сомневаться в своём праве на счастье.

Главным отличием экранизации Тоёды от оригинального романа стало смещение акцента повествования от внутренних переживаний протагониста на психологические зарисовки характеров персонажей. Режиссёру важно показать всю сложность ситуации Кэнсаку, продемонстрировать зрителю социальную проблематику произведения.


«Удивительные вести с восточного берега реки» (1960)

Когда: 18 ноября
В ролях: Фудзико Ямамото, Хироси Акутагава, Митиё Аратама, Эйдзиро Тоно

Билеты на фильм

Литературным первоисточником очередной социальной драмы Сиро Тоёды стала повесть писателя Кафу Нагаи, который не дожил до кинопремьеры всего один год. В объектив режиссёра снова попадают непростые сюжеты из жизни самых разных представителей японского общества. Фильм рассказывает о романтических отношениях учителя Дзюмпэя и проституки Оюки, которая верит в светлое будущее со своим возлюбленным. Но однажды девушка узнаёт, что у её партнёра есть другая семья, в которой он растит чужого сына.


«Равнина печали» (1963)

Когда: 20 ноября
В ролях: Фудзико Ямамото, Хисая Морисигэ, Митиё Аратама, Тацуя Накадай

Одним недобрым утром Ада просыпается с осознанием того, что её богатый и успешный муж Катаюки определенно ей изменяет. Женщина начинает искать доказательства своей теории и находит их — мужчина под предлогом игры в гольф встречается с Мисако, сестрой своего погибшего на войне школьного товарища. Ревность гложет Аду, а Катаюки с каждым днём становится всё сложнее объясниться с женой. Спасение от провокационных насмешек супруги он находит только в компании Мисако.

«Равнина печали» — очередная вариация любовного треугольника между слабым мужчиной и сильными женщинами на грани нервного срыва. Желая сохранить своё социальное благополучие, главная героиня фильма теряет человеческое лицо. Но бессилие Катаюки и его неспособность к диалогу с женой служат настоящим катализатором семейной драмы.


«Песня реки Тикума» (1967)

Когда: 25 ноября
В ролях: Кинъя Китаодзи, Юрико Хоси, Куниэ Танака, Кацуэ Миякоя

Водителю грузовика Хадзимэ Госёкаве диагностируют лейкемию. Мужчину охватывает неконтролируемая тревога, которую он вымещает на своих близких. Хадзимэ видит себя обречённым человеком и не понимает, зачем ему продолжать жить дальше. Только медсестра Нами помогает герою начать сложный путь к осмысленности и смирению.

Фильм «Песня реки Тикума» снят по оригинальному сценарию Дзэндзо Мацуямы — коллеги Тоёмы по режиссёрскому ремеслу. Картину относят к жанру дзюнъай-моно («о чистой любви»), особенностью которого является фокус на исключительно платонических отношениях. Редкий фильм Сиро Тоёды, в котором чувственное создание героя доминирует над проблематикой внешнего и общественного.


«Картины ада» (1969)

Когда: 27 ноября
В ролях: Тацуя Накадай, Кинноскэ Накамура, Ёко Найто, Сюн Оидэ

Фильм снят по мотивам новеллы Рюноскэ Акутагава «Муки ада» и относится в равной степени к жанрам притчи и исторической драмы. Действие ленты происходит в Японии эпохи Хэйан (794-1185). Ёсихидэ, художник при дворе императора Хорикавы, получает необычный заказ — изобразить на холсте картины райского благолепия. Но живописец не может выполнить просьбу своего господина, ведь в княжестве трон с Хорикавой делят голод, нищета и коррупция.


«Блаженные» (1973)

Когда: 30 ноября
В ролях: Хидэко Такаминэ, Хисая Морисигэ, Такахиро Тамура, Нобуко Отова

Главная героиня Акико держит на себе весь дом. Девушке и без того непросто, но к её многочисленным обязанностям добавилась ещё одна — уход за свёкром Сигэдзо. От старости мужчина перестал узнавать своих родственников и впал в глубокий маразм. Сигэдзо нередко был несправедлив к Акико, но, кроме неё, никто не позаботится о старике.

Одна из последних работ в карьере Тоёды, она же наиболее личная. В 1971 году режиссёр перенёс инфаркт миокарда, что повлияло на стилистику и настроение  фильма. 13 ноября 1977 года Сиро Тоёда умер, оставив потомкам одну из самых внушительных и разножанровых фильмографий в истории японского кино.

Что ещё почитать о творчестве знаковых японских кинематографистов:

 

Автор: Владимир Наумов