Психоанализ, абсурд, Нью-Йорк: как смотреть Вуди Аллена
Собрали и разъяснили типичные для режиссёра ходы и приёмы. Отныне любой киноребус Вуди вам по зубам!
Герой-невротик
Рэй Брэдбeри как-то сказал: «Если бы человек день и ночь думал о смерти, он стал бы Вуди Алленом». 100% попадание — именно размышлением о смерти занимаются персонажи в его кино. Узнаваемый тип героя Аллен списал с себя — вот и получился нервный параноик, подвергающий всё и вся беспрерывному психоанализу и находя корни всех проблем в типичном еврейском детстве и деспотичной матери.
Вообще обычно главного героя Аллен предпочитает играть сам, хоть в последнее время уступает своё любимое амплуа несуразного интеллектуала то Хоакину Фениксу, то Джесси Айзенбергу. В фильме «Дождливый день в Нью-Йорке» (2019) главная роль досталась кумиру подростков Тимоти Шаламе, который существенно снизил возраст альтер-эго режиссёра.
Ключевой фильм: «Звёздные воспоминания» (1980)
Отсылки
Аллен без конца твердит о том, что люди излишне хорошего мнения о его интеллекте и что на самом деле он «никогда не лежит на диване с книгой о датской философии, а просто берёт пиво и включает по телевизору футбол». Что не мешает ему порой использовать (а кто-то скажет — и подворовывать) мотивы и образы из европейского кино, русской литературы и экзистенциальной философии.
Один из самых любимых режиссёров Аллена — Ингмар Бергман. Именно с оглядкой на его творчество Вуди создал большинство своих фильмов, к примеру, «Ханна и её сёстры» (1986) — эдакая версия «Трёх сестёр» Чехова в духе «Шёпотов и криков» (1972) Бергмана. А «Мужья и жёны» (1992) отсылает прямо к «Сценам из супружеской жизни» (1973). Чёрно-белый фильм «Тени и туман» (1991) — настоящее признание в любви немецкому экспрессионистскому кинематографу. А уж «Фестиваль Рифкина» (2020) — это всем оммажам оммаж. Тем не менее, даже если вы не считаете всех отсылок режиссёра, это не помешает вам насладиться его уникальным юмором. Аллен просит от своего зрителя только одного: стоя в очереди в кино, не рассуждайте без толку, особенно если не имеете понятия, о чём говорите.
Ключевой фильм: «Тени и Туман» (1991)
Смешные диалоги
Главный источник цитат для важных переговоров. Родись Вуди Аллен на несколько десятков лет позже, он бы прославился как стендап-комик (он так и начинал, и не без успеха), ведь для его диалогов собеседник не особенно нужен, сойдёт и напольная лампа. Главный герой его фильмов обычно наговаривает несусветную тонну текста, плетя паутину абсурда вокруг партнёра и зрителя. Именно поэтому, кстати, очень сложно смотреть раннего Аллена в переводе — дубляж просто не успевает за его словами, развивающими порой пулемётную скорость.
Ключевой фильм: «Всё, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить» (1972)
Соединение несоединимого
Да, Аллен может выпустить на Бородинское поле чирлидерш и продавцов кока-колы («Любовь и смерть», 1975), может отправить разочарованного сценариста в Париж 20-х годов пообщаться с Хэмингуэем и Пикассо («Полночь в Париже», 2011), а может и сам стать лидером повстанческого движения в выдуманной банановой республике («Бананы», 1971). Герой фильма «Зелиг» (1983) — Леонард, жертва чрезмерной робости — обладает необычной и крайне полезной способностью, которая интересует всех психиатров: подстраиваться под любое окружение. Будьте как Зелиг, не удивляйтесь несостыковкам — адаптируйтесь.
Ключевой фильм: «Зелиг» (1983)
Нью-Йорк
Аллен родился и вырос в Нью-Йорке и всегда без меры романтизировал Манхэттен. Для него это город случайных судьбоносных встреч, джаза и смутных бликов вечерних фонарей на мокром асфальте. Полноправным героем город становится в его нью-йоркской трилогии «Энни Холл» (1977), «Интерьеры» (1978) и «Манхэттен» (1979), рассказывающей историю мнительного романтика: он ищет близость, которой боится. Культовый фильм «Энни Холл» (1977) навсегда изменил понимание романтической комедии. Главный герой в монологе перед началом фильма полностью проговаривает все события, а в конце влюблённые навсегда расстаются — такую новую форму и переосмысление жанра Аллен осуществил в фильме.
Ключевой фильм: «Манхэттен» (1979)
Кастинг
Одна из причин, почему так популярны фильмы Вуди Аллена и почему их так приятно смотреть, — идеальный кастинг. Режиссёр всегда скрупулёзно подбирает актёров, делая ставку на известные лица, громкие имена и, конечно, мастерство. У него сыграли как будто абсолютно все голливудские звёзды, причём на пике своей популярности. Но самыми главными актрисами для него стали женщины, сопровождавшие его не только на ковровой дорожке, но и в жизни — Дайан Китон и Миа Фэрроу. Независимые, умные, успешные, на первый взгляд холодные, но чувственные женщины — вот типаж героини Аллена, в разных стилях воплощённые на экране Китон и Фэрроу.
Ключевые фильмы: «Энни Холл» (1977) и «Ханна и ее сестры» (1986)
Автор: Анастасия Соколова
- Как смотреть фильмы Педро Альмодовара: подборка главных «ключей» его фильмов
- Кино про добро: жизнеутверждающие фильмы, над которыми можно и посмеяться, и поразмышлять