MTC LIVE

Как смотреть Вуди Аллена? К премьере фильма «Фестиваль Рифкина» 31 декабря

В преддверии новогодней премьеры от Вуди Аллена мы собрали и разъяснили все типичные для режиссера ходы и приемы. Отныне любой киноребус Вуди вам по зубам!

loading...


Герой-невротик

Рэй Брэдбeри как-то сказал: «Если бы человек день и ночь думал о смерти, он стал бы Вуди Алленом». 100% попадание в правду — именно размышлением о смерти занимаются персонажи в его кино. Узнаваемый тип героя Аллен создал, списав с себя, — вот и получился нервный параноик, подвергающий все и вся беспрерывному психоанализу и находя корни всех проблем в типичном еврейском детстве и деспотичной матери. 

 Вообще обычно главного героя Аллен предпочитает играть сам, хоть в последнее время уступает свое любимое амплуа несуразного интеллектуала то Хоакину Фениксу, то Джесси Айзенбергу. В фильме «Дождливый день в Нью-Йорке» (2019) главная роль досталась 24-летнему кумиру подростков Тимоти Шаламе, который существенно снизил возраст альтер-эго режиссера. 

 Ключевой фильм: «Звёздные воспоминания» (1980)


Отсылки

Аллен без конца твердит о том, что люди излишне хорошего мнения о его интеллекте и что на самом деле он «никогда не лежит на диване с книгой о датской философии, а просто берет пиво и включает по телевизору футбол». Что не мешает ему порой использовать (а кто-то скажет, и подворовывать) мотивы и образы из европейского кино, русской литературы и экзистенциальной философии. 

Один из самых любимых режиссеров Аллена — Ингмар Бергман. Именно с оглядкой на его творчество, Вуди создал большинство своих фильмов, к примеру, «Ханна и ее сестры» (1986) — эдакая версия «Трех сестер» Чехова в духе «Шепотов и криков» (1972) Бергмана. А «Мужья и жены» (1992) отсылает прямо к «Сценам из супружеской жизни» (1973). Черно-белый фильм «Тени и туман» (1991) — настоящее признание в любви немецкому экспрессионистскому кинематографу. Тем не менее, даже если вы не считаете всех отсылок режиссера, это не помешает вам насладиться его уникальным юмором. Аллен просит от своего зрителя только одного: стоя в очереди в кино, не рассуждайте без толку, особенно, если не имеете понятия, о чем говорите.

Ключевой фильм: «Тени и Туман» (1991)


Смешные диалоги

Главный источник цитат для важных переговоров. Родись Вуди Аллен на несколько десятков лет позже, он бы прославился как стендап-комик, ведь для его диалогов собеседник не особенно нужен, сойдет и напольная лампа. Главный герой его фильмов обычно наговаривает несусветную тонну текста, плетя паутину абсурда вокруг партнера и зрителя. Именно поэтому, кстати, очень сложно смотреть раннего Аллена в переводе — дубляж просто не успевает за его словами, развивающими порой пулеметную скорость. 

Ключевой фильм: «Все, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить» (1972) 


Соединение несоединимого

Да, Аллен может выпустить на Бородинское поле чирлидерш и продавцов Кока-Колы («Любовь и смерть» 1975), может отправить разочарованного сценариста в Париж 20-х годов пообщаться с Хэмингуэем и Пикассо («Полночь в Париже» 2011), а может и сам стать лидером повстанческого движения в выдуманной банановой республике («Бананы» 1971). А герой фильма «Зелиг» (1983) — Леонард, жертва чрезмерной робости — обладает необычной и крайне полезной способностью, которая интересует всех психиатров: подстраиваться под любое окружение. Будьте, как Зелиг, не удивляйтесь несостыковкам — адаптируйтесь. 

Ключевой фильм: «Зелиг» (1983) 


Нью-Йорк

Аллен родился и вырос в Нью-Йорке и всегда без меры романтизировал Манхэттен. Для него это город случайных судьбоносных встреч, джаза и смутных бликов вечерних фонарей на мокром асфальте. Полноправным героем город становится в его нью-йоркской трилогии «Энни Холл» (1977), «Интерьеры» (1978) и «Манхэттен» (1979), рассказывающей историю мнительного романтика: он ищет близость, которой боится. Культовый фильм «Энни Холл» (1977) навсегда изменил понимание романтической комедии. Главный герой в монологе перед началом фильма полностью проговаривает все события, а в конце влюбленные навсегда расстаются — такую новую форму и переосмысление жанра Аллен осуществил в фильме. 

Ключевой фильм: «Манхэттен» (1979) 


Кастинг

Одна из причин, почему так популярны фильмы Вуди Аллена и почему их так приятно смотреть, — идеальный кастинг. Режиссер всегда скрупулезно подбирает актеров, делая ставку на известные лица и громкие имена. У него сыграли как будто абсолютно все голливудские звезды, причем на пике своей популярности. Но самыми главными актрисами для него стали женщины, сопровождавшие его не только на ковровой дорожке, но и в жизни — Дайан Китон и Миа Фэрроу. Независимые, умные, успешные, на первый взгляд холодные, но чувственные женщины — вот типаж героини Аллена, в разных стилях воплощенные на экране Китон и Фэрроу. 

Ключевые фильмы: «Энни Холл» (1977) и «Ханна и ее сестры» (1986)

«Энни Холл» на сервисе МТС ТВ

Автор: Анастасия Соколова

Что еще почитать на МТС Live
Покупайте билеты через приложение – это выгодно и удобно
А для посетителей концертов удобные сервисы: инстаграм‑маски и AR, навигация, заказ из бара и другое
Продолжая пользоваться данным сайтом, вы принимаете пользовательское соглашение
Ок