Как смотреть кино Такеши Китано

В 2021 году на Netflix выйдет фильм «Парень из Асакусы» — байопик о, пожалуй, самом известном после Акиры Куросавы японском режиссёре Такеши Китано. Его творческий и жизненный путь совершенно уникален и достоин целого трагикомического сериала. Разбираемся, как жизненные обстоятельства повлияли на его режиссёрский стиль

Как смотреть кино Такеши Китано

Дилетантство

Китано — талантливый режиссёр-самоучка. «Я вырос в неблагополучном квартале Восточного Токио, где большинство мужчин либо вкалывали от зари до зари, как мой отец, либо были якудза», — вспоминал художник. Его мать была уверена, что хорошее образование спасёт сына от бедности, поэтому Китано поступил в университет, но вскоре перестал там появляться, уделяя больше времени своим настоящим увлечениям — актёрскому мастерству и комедийным сценкам.

Со временем он стал так знаменит, что его пригласили в кино на главную роль в криминальной драме «Жестокий полицейский». Но что-то пошло не так, и режиссёр фильма Киндзи Фукасаку отказался от проекта. Неожиданно для всех его место занял сам Такеши. Вот так, по счастливой случайности, он и снял свой первый фильм о разлагающей жестокости фанатизма в работе полицейского.


Ключевой фильм: «Жестокий полицейский» (1989)


Криминал

С самого первого фильма Китано обращается к криминальному жанру. Его героями становятся боссы якудза или преступники, которых он, кстати, любит играть сам. Его творчество принято делить на три периода: ранний период о якудза, средний — драматический, и период самоиронии — автобиографические фильмы-рефлексии про себя и своё разностороннее творчество.

«Сонатина» по праву считается творческим пиком периода о якудза. Китано играет растерянного босса мафии, попавшего в западню. Победив в кровавой битве кланов, он не может смириться с поражением в схватке с судьбой.


Ключевой фильм: «Сонатина» (1993)


Чёрный юмор

Особый юмор японца выработался ещё во времена его выступлений в барах и стрип-клубах с напарником Дзиро Канэко в шоу «Два бита». Дуэт прославился тем, что высмеивал традиционную Японию с её многовековым укладом и не стеснялся шутить над инвалидами, стариками и, например, некрасивыми женщинами.

Говорят, что Китано и сам частенько повышал градус перед тем, как выйти к публике. Язык у комика развязывался, и запретные, неприличные темы переставали для него существовать. Так чёрный юмор, приправленный нецензурной лексикой и щепоткой острого неприличия на грани вульгарности, стал отличительной чертой его творчества.


Ключевой фильм: «Ахиллес и черепаха» (2008)


Жестокость

По количеству сцен жестокости и по натуралистичности убийств Китано можно назвать японским Тарантино. Обилие насилия в фильмах Китано связывают с его комедийным прошлым: чтобы навсегда откреститься от дуэта «Два бита», режиссёр снимает криминальные драмы с кровавыми реками.

Хотя его фильмы считаются более западными, и сами японцы часто не понимают его творчество, оно, без сомнения, имеет корни в японской литературе и искусстве. Все картины режиссёра так или иначе посвящены традиционной японской идее неизбежности смерти как логического финала всех жизненных устремлений.


Ключевой фильм: «Затойчи» (2003)


Стоп-кадр

Фиксация камеры в одном положении на определённой сцене без движения, с одной стороны, призывает зрителя вглядываться в кадр и искать смыслы. С другой — это приём, направленный против современного зрителя, который привык к тому, что в кадре постоянное движение, а камера мечется между главными героями, спеша рассказать лишь последовательность событий.

Особое значение статичная камера приобретает в сочетании с морским пейзажем, который у Китано символизирует финал жизни. Яркий пример этого сочетания — развязка фильма «Фейерверк». Герои картины всю дорогу пытаются бежать от смерти, отрицая её, чтобы в конце неизбежно замереть, присев на камень на солнечном пляже, и долго смотреть на тихие волны прибоя.


Ключевой фильм: «Фейерверк» (1997)

Что еще почитать на МТС Live

 

Автор: Анастасия Соколова