Как смотреть Гая Ричи

Полистилистика, клиповость и национальный колорит — в честь дня рождения режиссёра рассказываем о его творчестве и основных приёмах в работе

Как смотреть Гая Ричи

10 сентября главному хулигану из мира британского кино Гаю Ричи исполнилось 53 года. За более чем 25 лет карьеры режиссёр успел не только сделать своей визитной карточкой жанр криминальной чёрной комедии, но и поработать с английской классической литературой, а также снять нового «Аладдина». Но основные приёмы и стилистические особенности мистера Ричи, каким бы ни был очередной проект, остаются без изменения. Разбираемся, из чего же состоят фильмы культового постановщика.


Клиповое мышление

Гай Ричи — это тот самый случай, когда художник не сетует на тенденцию современных кинематографистов прибегать к более частым склейкам и смене крупности кадра. Его фильмы смонтированы настолько резко, что у любого маститого артхаусного режиссёра XX века закружилась бы голова. Тем не менее подобная техника стала основой творчества британского постановщика. 

Нестандартные операторские и монтажные решения в картинах Гая Ричи отвечают духу времени, богатого на развлекательный контент. А нарочито резкие переходы от одной сцены к другой помогают режиссёру справиться с колоссальным объёмом повествования, уложив его в довольно гуманный по отношению к зрителю хронометраж.

Показательной тут является завязка сюжета дебютного полного метра Ричи «Карты деньги, два ствола» (1998) — эпизод, в котором Эдди, один из главных героев, проигрывает крупную сумму денег бандиту Гарри Топору. Обмен колкими фразочками внезапно превращается в сумбурный экшен, а после — в подобие музыкального клипа.


Игры со временем

Не секрет, что режиссёры нового поколения, будь то Нолан, Вильнёв или Тарантино, вдохновляются неоднородной природой времени. Ещё Андрей Тарковский заметил, что кино отличается от других видов искусства способностью запечатлевать эту неосязаемую величину. Но если в случае отечественного постановщика речь идёт о стремлении к объективности, то Гай Ричи движется в абсолютно противоположную сторону — к субъективному изображению времени в фильмах.

Скорость повествования в картинах британского режиссёра определяется его персонажами — зритель видит происходящее через призму их эмоций или особых навыков, как это происходит в дилогии Гая Ричи про Шерлока Холмса. Гениальный сыщик в исполнении Роберта Дауни-младшего с лёгкостью совмещает свои дедуктивные способности с навыками рукопашного боя. Так, во время боевых сцен зритель буквально следит за ходом мысли Холмса, который перед нанесением очередного удара «замедляет время» для тщательного анализа слабых мест противника.


Англия

Центральное место в творчестве Гая Ричи занимает его родной туманный Альбион — режиссёр практически во всех своих авторских работах тщательно рисует английские пейзажи, будь то современность или средневековое прошлое. Но отдельного внимания заслуживает то, насколько детально точно постановщик прорабатывает своих британских персонажей.

В криминальной чёрной комедии «Большой куш» (2000) особое место занимает языковое и социальное разнообразие Англии, которое представлено в фильме во всей красе. По ходу картины из уст её героев звучит лондонский сленг кокни, а также несколько комичный в контексте ленты диалект ирландских кочевников. Из-за всего этого лингвистического многообразия фильмы Ричи особенно приятно смотреть в оригинале.


Джейсон Стэйтем

Ричи познакомился со Стэйтемом на заре своей карьеры перед съёмками фильма «Карты, деньги, два ствола». Как утверждает сам режиссёр, Джейсон обладал невероятной харизмой и дисциплиной, а также умением уговаривать. Вскоре актёр появился в дебюте Гая Ричи, исполнил роль организатора нелегальных боёв Турецкого в фильме «Большой куш» и стал настоящим талисманом кинорежиссёра.

Несмотря на то, что артисты никогда не прекращали общаться и дружить, после неоднозначно принятой ленты «Револьвер» (2005) их сотрудничество прервалось на долгие 16 лет. За это время Ричи попробовал себя во всех жанрах, в которых только смог — обратился к шпионской эстетике в «Агентах А.Н.К.Л» (2015), в своём неповторимом стиле экранизировал легенду о Короле Артуре и даже снял для студии Disney новую версию «Аладдина» (2019). 

В 2020 году состоялось триумфальное возвращение постановщика к жанру криминальной комедии — вышел фильм «Джентльмены» с Мэттью Макконахи, Колином Фарреллом и Хью Грантом в главных ролях. А спустя год прошла премьера боевика «Гнев человеческий», в котором, на радость всем поклонникам, сыграл Джейсон Стэйтем.

В январе 2022 года ожидается ещё один совместный проект Ричи и Стэйтема — шпионский триллер «Пять глаз». Также в картине появятся Джош Хартнетт, Обри Плаза и Хью Грант.

Другие статьи о режиссёрах на МТС Live:

 

Автор: Наумов Владимир