Как смотреть фильмы Тима Бёртона
Мы собрали особенности авторского почерка, на которые стоит обратить внимание. Садитесь поудобнее и выбирайте, с чего начнёте погружаться в миры Бёртона
Недавно Netflix анонсировал сериал по мотивам «Семейки Аддамс», который снимает Тим Бёртон. Сериал называется «Wednesday» и рассказывает об Уэнсдей, дочери Гомеса и Мортиши Аддамс.
Трейлера и дат выхода сериала пока нет, поэтому предлагаем пока насладиться другими работами Бёртона.
Кто-то говорит, что Бёртона нужно смотреть внимательно, молча и в одиночестве, чтобы не пропустить важные диалоги. Кто-то предпочитает не погружаться в сюжет, а просто рассматривать необычных героев и яркие картинки. Кто-то ждёт мрачную сказку, в которой практически всегда присутствуют дружба со смертью, Джонни Депп и Хелена Бонем Картер. Но в одном мнении сходятся все — Бёртона необходимо смотреть с удовольствием или не смотреть вовсе.
Герои-аутсайдеры, фрики и эксцентричные личности
Персонажи в фильмах Бёртона почти всегда «не такие как все». Кажется, что главных героев можно расставить по возрастанию безумия: от Эда Блума из «Крупной рыбы» до Суини Тодда.
Еще одна отличительная черта — практически все они пережили какой-то трагический опыт или у них было тяжёлое детство. Это придает героям особый шарм. Многие из них эмоционально нестабильны или вовсе являются мистическими существами.
Например, Эдвард Руки-ножницы. Незавершённый человек, которого отвергло общество за непохожесть на других — бледная кожа, эксцентричный внешний вид, ножницы вместо рук. Но главное отличие Эдварда — наивная доброта и доверчивость, несвойственные большинству людей из его окружения.
На втором плане у Бёртона всегда красуются яркие антагонисты. Их отличает излишняя вычурность манер, мрачность, лишний вес или карикатурное несоответствие частей тела. Во многих фильмах, подобно сказкам, присутствуют прекрасные «девушки в беде» — хрупкие блондинки с длинными ресницами и доброй душой.
И ещё. Часто самый фриковый персонаж — герой с невероятно напудренным лицом. Если видите такого, ожидайте от него неординарных поступков.
Где искать нестандартных героев
«Эдвард Руки-ножницы», «Крупная рыба», «Дом странных детей Мисс Перегрин», «Труп невесты», «Мрачные тени», «Бэтмен».
Узнаваемая картинка: экспрессионизм и «странные» особенности
Еще одна визитная карточка автора — экспрессионизм. Мрачные кадры, контраст света и тени, ломаные пропорции, слишком яркие цвета, грим и необычные костюмы.
Место действия зачастую — невероятные дома или несуществующие миры. Утрированное насилие или обилие крови в кадре — практически обязательный признак «ужасного».
Фильмы Бёртона часто называют странными. Они не вписываются в рамки авторского кино, но и голливудскими блокбастерами их назвать не поворачивается язык. Такое ощущение, что Бёртон снимает фильмы, которые нравятся только ему самому, и плюет на мнение критиков.
Ищем особенности
«Эдвард Руки-ножницы», «Алиса в Стране чудес», «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит», «Марс атакует!».
Музыка, идеально дополняющая атмосферу
Музыка в фильмах Бёртона всегда отлично дополняет образы, созданные режиссёром. За это ответственен композитор Дэнни Эльфман. Именно он написал саундтреки к большинству фильмов Бёртона, за что даже получил репутацию «тёмного музыкального художника».
Для создания мрачной атмосферы Эльфман часто использует хоровые партии. В «Сонной лощине» для некоторых пугающих сцен он применяет динамический диапазон звука. А вот в «Алисе в стране чудес» нужно было создать необычный и сказочный саундтрек. Поэтому Эльфман искал особое звучание в привычных струнных инструментах и старался придать музыке психоделичность.
Эльфман не просто пишет музыку для фильма. Он добавляет особую атмосферу в каждую сцену, что заставляет зрителей чувствовать связь с персонажами и происходящим на экране. Он — не автор одного стиля или звучания. Его творения напрямую зависят от идеи, которую режиссёр вкладывает в своё произведение. Может быть, поэтому каждый саундтрек Эльфмана не похож на предыдущий.
Сам Бёртон называет Дэнни «ещё одним актёром фильма». А Эльфман признаётся, что его произведения почти никогда не правятся режиссёром.
Послушать саундтреки в фильмах
«Сонная лощина», «Алиса в Стране чудес», «Бэтмен возвращается», «Марс атакует!», «Чарли и шоколадная фабрика».
Смерть — это не конец
Еще одна ключевая тема для Бёртона. Автор любит рассказывать сказки, но не про принцев и принцесс, а о смерти, потусторонних силах и других табуированных темах. Его мир мёртвых зачастую намного веселее мира живых, а смерть в фильмах Бёртона скорее добра, чем ужасна.
Увидеть грань между жизнью и смертью
«Кошмар перед Рождеством», «Франкенвини», «Битлджус», «Бэтмен», «Труп невесты».
Автор: Света Данильченко