Инди-релизы января: авторская подборка новой музыки со всех уголков Земли

Панк от шведов Viagra Boys и британцев shame, The Body и питерские металисты WOWOD, хардкор от Portrayal Of Guilt зубодробительный дроун «Резни», John Dwyer, Madlib и Sleaford Mods в подборке лучших инди-альбомов января по экспертной версии МТС Live

Инди-релизы января: авторская подборка новой музыки со всех уголков Земли

1. Viagra Boys — «Welfare Jazz»
лейбл Year 0001

Современный панк — довольно пограничная история. Как таковых рамок у жанра практически нет, важна сама повестка и подход. Визуальные «приметы» также канули в лету: мартинсы и рваные футболки — уже давно не отличительная черта. 

Но вот Viagra Boys, баллистической ракетой вылетевшие 2 года назад из Стокгольма с клипом на песню «Sports» и дебютным полноформатником «Street Worms», решили наоборот пойти по уже проверенному пути неопрятных забулдыг с банкой пива и сарказмом наперевес. «Мужик с пузом» — самая главная и поистине гениальная фраза, полностью описывающая Viagra Boys в лице их фронтмена Себастьяна Мёрфи. То самое, что отличает группу на фоне ревайвала британского панка последних лет — всё же Shame, Fontaines D.C., IDLES уж слишком серьёзные, чтобы величаться просто «панками».

Конечно, здесь есть свойственная жанру во все времена «актуальная повестка». Однако подаётся всё на грани откровенного троллинга, но никогда эту самую грань не переходит — музыканты, несмотря на нарочитую неопрятность, не выглядят как стереотипные бомжеватые фанаты The Exploited, тексты песен отчетливо напоминают мемы, но никогда ими не становятся. Это всё очень здоровая и правильная сатира, наконец-то с улыбкой на лице и без напыщенной и надменной эстетики, откровенно портящей впечатление от любого современного протеста.

Альбом «Welfare Jazz», вышедший 8 января 2021 года на стокгольмском лейбле Year 001, по правде сказать, не такой резвый, как предшествующий ему «Street Worms». Но это ни в коем случае не делает его плохим — он просто другой. В нём стало много заигрывания с диско, пост-панком 80-х и попсой, а одна из песен — кавер на песню «In Spite Of Ourselves» американского кантри-исполнителя Джона Прайна, умершего в 2020 году от коронавируса. На неё и на песни «Ain’t Nice» и «Creatures» группа сняла отличные клипы в духе уже нашумевшего «Sports» — дебильно, иронично и очень весело.

Самый классный, на мой взгляд, трек с альбома — «Girls & Boys», и именно он вошёл в коротенький плейлист. Но для полной картины стоит послушать альбом целиком — там есть над чем посмеяться и под что потанцевать!

2. John Dwyer — «Witch Egg» (feat. Nick Murray, Brad Caulkins, Tom Dolas & Greg Coates)
лейбл Castle Face Records

Новый альбом фантастически продуктивного Джона Двайра, фронтмена OSEES (они же Oh Sees и Thee Oh Sees), на этот раз под собственным именем и в значительно более экспериментальном формате. Крайне одиозный гитарист и вокалист, постоянно экспериментирующий с аранжировками и жанрами, примерный семьянин, любящий отец, мультипликатор и художник — вот кто такой неутомимый и весёлый, вечно дрыгающийся на сцене в джинсовых шортах Джон Двайр.

«Witch Egg» был записан совместно с барабанщиком Ником Мюрреем, саксофонистом Брэдом Каулкинсом, клавишником Томам Доласом и контрабасистом Грегом Коатсом. И это совсем не OSESS, хотя гаражного рока тут хоть отбавляй. К гаражу здесь добавилось очень много импровизаций, фьюжна, краута и даже дроун-эмбиента. 

Вообще, весь альбом напоминает Френка Заппу времен The Mothers of Invention — много путешествий по гаммам, сбивок, сложных размеров и вайба 60-х. Есть тут и синтезаторы, и этника, и фри-джаз, и сёрф, но всё это крайне гармонично звучит, слушается на одном дыхании и всегда с улыбкой — Двайр каким-то чудесным образом умеет вложить в музыку своё всегда позитивное настроение.

Судя по всему, альбом в таком звучании и таком составе вышел неспроста — в ноябре 2021 года Джон Двайр будет одним из кураторов нидерландского фестиваля «Le Guess Who?», славящегося своим экспериментальным, мультижанровым и интернациональным лайн-апом. Видимо, именно там он и планирует презентовать материал с «Witch Egg» в живом формате — будем надеяться, что пандемия к тому времени уже отступит.

3. Ponomarev / Obrazeena Massacre — «Massacre»
лейбл Utech Records

В последние годы довольно редко выходят альбомы, которые воспринимаешь не только на слух, но и физически. Большинство дроун- и нойз-музыкантов сейчас просто паразитирует на конъюнктуре и ходит по замкнутому кругу, либо же скатывается в совсем безэмоциональный шум. Эта проблема касается не только нашей отчизны, но и всей тяжёлой «экспериментальщины» в принципе.

И вот на фоне всего этого однообразия, которое и слушать зачастую не хочется, в 2019 году появляется «Резня Пономарёва/Образины» — дуэт Антона Пономарёва (участника московских авангардных фри-джаз-коллективов, среди которых «Бром», Speedball Trio, sanscreed kanon и СОЛЬВЫЧЕГОДСК) и Антона Образины (бессменного лидера нойз-рок-банды JARS). А спустя всего полтора года на американском Utech Records, издающем Dead Neanderthals, Chaos Echoes и др., в свет вышел первый одноимённый альбом под англоязычным псевдонимом Ponomarev / Obrazeena Massacre. 

«Massacre» — это 40 минут великолепно сконструированной импровизации саксофона, гитары и всевозможных шумелок, гуделок и трещалок. Гулкий, злобный, буквально «режущий» уши бесконечный поток шума, въедающийся не просто в слух, но и во всё физическое и метафизическое восприятие. С каждой новой минутой стена шума наваливается сильнее и сильнее, пульсируя и обволакивая своей мрачнющей и гнетущей атмосферой — в какой-то момент создаётся впечатление, будто ты тонешь в огромном море нефти, в ушах у тебя роятся пчёлы, жужжат, дьявольски больно жалят, и всё это вместе тянет тебя на дно.

«Massacre» — не про слух. Он про ощущения, пусть порой и неприятные. А самое главное, что чем больше громкость при прослушивании, тем эти ощущения объёмнее и ярче, что очевидно перекликается со слоганом мэтров дроун-метала, группы Sunn O))) — «Maximum Volume Yields Maximum Results».

Вот именно на одну полку с Sunn O))) и поставлю «Massacre»: без какой-либо лести, честно и справедливо — самый лучший дроун-нойз-проект отечественного производства на сегодняшний день.

4. shame — «Drunk Tank Pink»
лейбл Dead Oceans Records

Второй полноформатный альбом британских панков shame. Ну, точнее, пост-панков. Хотя в отличие от первого альбома «Songs Of Praise», на котором как раз пост-панка было много, на новом альбоме отчетливо слышно влияние американского нойз-рока и пост-хардкора 90-х, особенно вашингтонской сцены. И он значительно более взрослый.

Название альбома отсылает к розовому цвету, который использовался в исправительных заведениях, тюрьмах, психиатрических больницах и, как следует из названия, вытрезвителях, для подавления жажды насилия. Спродюсирован альбом Джеймсом Фордом, работающим с Arctic Monkeys и FOALS — хоть я и не очень люблю две эти группы, отрицать его профессионализм невозможно.

Подростковая провокация сохранилась как в текстах, так и в музыке, но приобрела новую форму и «повзрослевшую» энергетику. Былой юмор также есть на альбоме, но и серьёзных тем здесь хватает. Манерность Чарли Стина, фронтмена и вокалиста shame, тоже получила развитие — даже при прослушивании чувствуется характер и харизма.

Минус можно отметить только один: слегка излишнюю «артовость» подачи, свойственную британскому панку последних лет.

Мой фаворит — «Water In The Well», но альбом стоит слушать от начала до конца, чтобы сделать свои выводы.

5. WOWOD — «Ярость и Прощение»
лейбл Church Road Records

В России исторически довольно много хорошей тяжелой музыки, причин тому много — тут и хардкор начала нулевых, и «альтернативная волна 2007 года», и море скрима, блэка и иже с ними. Особенно много тяжелой музыки в Питере, Москве и Сибири. Сибирь славится уже неисчисляемым списком true-cult блэк-метал-команд, Москва — сладжем и думом, а вот Питер — пост-металом и пост-блэком. Тут влияют и климат, и культура, и история, и природа.

И вот WOWOD — как раз из Питера. Уже предыдущий альбом «Земля» решительно выбивался из общей массы отечественного пост-блэка качеством записи, исполнения и явным умением работать с оборудованием, а новый «Ярость и Прощение» это ощущение только укрепил. Альбом должен был выйти еще в ноябре 2020-го на американском Holy Roar Records, но владельца лейбла обвинили в харассменте, публично линчевали, а часть команды лейбла ушла и открыла новый — Church Road Records, на котором в 2021 году альбом WOWOD и вышел. 

Итак, во-первых, хочется ещё раз отметить качество записи — великолепно сведённый альбом, слышно все инструменты, нет свойственной большинству русских групп «каши» и неестественности записи. Здесь всё жирно, читаемо и стильно. Во-вторых — появился чистый вокал и постоянное участие синтезаторов, что сделало звучание разнообразнее и интереснее. В-третьих — бешеный микс из жанров и разных темпов: тут тебе и откровенный блэк-метал а-ля Watain, и медленный мелодичный пост-метал в духе шведов Cult Of Luna, и краст, эксперименты с которым звучат особенно бодро и яростно. Вообще не хочется упирать на сравнения, но альбом и правда может тягаться с вышеупомянутыми Cult Of Luna, а тех же Deafheaven так и вовсе уделал — WOWOD, конечно, близки к термину «хипстер-метал», но они куда более злые и мощные, чем большинство притянутых к модному металу бэндов.

Отличный, качественный и профессиональный альбом, вызывающий чувство гордости за отечественную сцену! И наконец-то наши группы всё чаще подписывают знаковые иностранные лейблы!

Отдельно отмечу песню «Жажда» — бест оф зе бест на альбоме лично для меня.

6. Sleaford Mods — «Spare Ribs»
лейбл Rough Trade Records Ltd.

Новый альбом британских хип-хоп-панков Sleaford Mods, записанный в перерыве между двумя локдаунами. И само название альбома уже говорит о пандемии коронавируса: «Spare Ribs», или «Запасные рёбра», открыто отсылает к тому, что «погибшие от вируса люди — лишь расходный материал для мировой элиты». «Все мы — запасные рёбра», — комментирует название фронтмен группы Джейсон Уилльямсон.

Со свойственой ноттингемскому дуэту иронией, лирика «Spare Ribs» затрагивает все главные политические и социальные несуразицы и несправедливости последней пары лет. Порой критикуя, а порой мотивируя верить в лучшее, Уилльямсон с ласкающим слух британским акцентом скандирует свои колкости и гадкости под музыкальное сопровождение своего коллеги Эндрю Фирна. Не хочется пускаться в банальный перевод текстов и рассказ, о чём они — это стоит слушать самому, наслаждаясь альбомом в полной красе.

Пандемия очень благосклонно повлияла на группу — альбом стал, пожалуй, лучшим за всю их карьеру. Вообще, Sleaford Mods — одна из немногих групп здесь и сейчас, в которую веришь по-настоящему. Два взрослых мужика с рабочим прошлым делают саркастичный хип-хоп, при этом чтут свои панк-корни и вдохновляются в первую очередь именно ими. Для меня это британский «Кровосток» — уж больно похожи харизмой и подходом обе группы. Это вроде бы хип-хоп, а вроде бы и нет.

7. The Body — «I’ve Seen All I Need To See»
лейбл Thrill Jockey

Новый альбом The Body, на этот раз сольный и без каких-либо коллабораций и совместных с кем-либо треков. Альбом этот и правда звучит по-новому — осознанно ограничив себя в инструментарии для записи, группа сконцентрировалась на выжиме максимума из того, что есть. 

The Body всегда вызывали чувство страха и отвращения при прослушивании — их музыка очень настроенческая, атмосферная, мрачная и скорее являет собой экзистенциальный опыт, нежели простое прослушивание. И если в предыдущих релизах было много работы с электроникой и индастриалом, а в коллаборациях, например, с теми же Thou — с нойзом и думом, то в новом альбоме уклон сделан в сторону очень сырого и грязного, но идеально выверенного звука.

Музыка стала гораздо более инструментальной и мелодичной, пожалуй, даже более понятной для массового слушателя. Но одновременно с этим страха и мрака тоже стало гораздо больше: например, в песнях «A Lament» и «They Are Coming» можно испытать физический дискомфорт от случайным образом прерывающегося звука, будто сломался динамик или тормозит интернет при загрузке — невольно в первый раз начинаешь проверять, а всё ли в порядке с техникой. Хотя здесь прерывается, словно в треморе, вообще всё.

Гитар стало больше, перегруженным стало всё — и голос, и ударные, и электроника. Всё звучит очень плотно и складно, но одновременно с этим музыка будто деконструирована и разрушена.

Это действительно неприятный для прослушивания альбом — дискомфорт возникает уже в самом начале, однако под конец хочется послушать его ещё раз. Уж больно чётко и искренне у тебя возникает чувство близости с этой гротескной красотой. Чувство, будто кто-то кого-то пытает, или пытаешь кого-то ты, или пытают тебя — непонятно, ты наблюдатель, жертва или насильник в этой истории. Аллегория страшная, но напрашивается она сама собой — это будто саундтрек к самому жуткому ночному кошмару, от которого в поту проснёшься ночью и не сможешь больше уснуть. Это страх чего-то неизвестного, чего-то тёмного под кроватью или в шкафу, чего-то очень личного. И страх этот создан с идеальным мастерством.

8. Madlib — «Sound Ancestors»
лейбл Madlib Invazion

Петь дифирамбы Мэдлибу — многолетняя традиция, которая вроде бы и моветон, а вроде бы и нет — он ведь и правда безумно талантливый музыкант и продюсер. Так вот попою и я во имя погружения.

Madlib, он же Отис Джексон Джуниор, — американский диджей, продюсер, музыкант, рэпер и коллаборационист, известный своим огромным вкладом в хип-хоп-культуру всего мира. Работал с MF DOOM в составе поистине культового проекта Madvillain — альбом «Madvillainy» вошёл почти во все топы всех изданий, хвалился и хвалится критиками до сих пор и вообще «сферический в вакууме» для хип-хоп-культуры. Работал с J Dilla — признан одним из самых влиятельных для рэп-культуры продюсером и «крестным отцом» лоу-фай хип-хопа. И с моднейшим здесь и сейчас Фредди Гиббсом — лощёным рэпером с сексуально низким голосом и неуёмной харизмой.

Madlib — один из самых больших коллекционеров винила, в частности, всяких редких пластинок традиционной музыки чернокожих со всех уголков света. Выпустил целую серию микстейпов «Madlib Medicine Show», каждый из которых рассказывает отдельную музыкальную историю жанра или страны. Работал и работает с лейблом Stones Throw — альма-матер современного олдскул хип-хопа. Скрывается за комичным мультяшным альтер-эго Quasimoto, выпустив под этим именем 3 альбома. Участник Red Bull Music Academy, Boiler Room, друг огромного количества музыкантов и художников, талантливейший музыкант и отличный человек — список его заслуг можно продолжать ну очень-очень долго. Поэтому вышесказанного вполне достаточно — время сказать о Sound Ancestors.

«Sound Ancestors» — эдакая вершина коллекционирования Мэдлибом редкой музыки. Собрав отрывки сотен неизвестных треков, постоянно присылаемых ему демозаписей, заставок из фильмов, сериалов и телепередач, Madlib обратился к Кирану Хэбдену, известному под именем Four Tet электронному продюсеру и музыканту, и уже он все эти отрывки и свёл между собой. Получилось всё так, как и свойственно обоим продюсерам — интересно, качественно, мультижанрово, танцевально и очень стильно.
Вот таким и должен быть хип-хоп, а не вот это вот всё, что на нашей сцене.

9. Portrayal Of Guilt — «We Are Always Alone»
лейбл Closed Casket Activities

Замыкает подборку альбомов января «We Are Always Alone» от банды из Остина — Portrayal Of Guilt. По-модному мрачный, быстрый, в меру тяжёлый хаотик-хардкор — сбивки, то самое «быстро-медленно-быстро-медленно», хрипящий блэковый крик вокалиста, диссонансы в гитарных партиях — всё по классике. Но всё куда интереснее — в новом альбоме очень отчетливо чувствуется влияние тяжёлой музыки и тинейджерских ужастиков нулевых. Все эти атональные гитарные переборы, нарочитый «мрак» в композициях, специально созданная атмосфера страха и бегущего за спиной маньяка с бензопилой, даже обложка альбома — очень тематично и продуманно.

Да и клип «It’s Already Over / Masochistic Oath», который скорее даже короткометражка, — тут просто невозможно не вспомнить клип Slipknot на песню «Left Behind», или какие-нибудь «У холмов есть глаза», или «Техасскую резню бензопилой». И это круто — новая мода на переиначивание альтернативы нулевых набирает обороты, а заодно помогает ностальгировать по «тем временам».

Послушать авторский плейлист на МТС Music

Послушать авторский плейлист на Spotify

Автор: Анатолий Першин

Что ещё почитать на МТС Live

Знакомьтесь, группа «Источник»: про внежанровый мультивокальный и мультиинструментальный арт-поп-оркестр из Москвы — в лаконичном вики-формате