Голос эпохи: чем нам запомнится Александр Градский

Вспоминаем творчество главного мелодиста в советском кино, новатора от рок-музыки и наставника в шоу «Голос»

Голос эпохи: чем нам запомнится Александр Градский

28 ноября на 73-м году жизни скончался Александр Градский — советский и российский певец, композитор, мультиинструменталист. В его лице отечественная сцена потеряла одного из своих основоположников, поженившего академизм и эстраду и проложившего дорогу русскому року. Влияние Градского сложно переоценить — это был настоящий человек-оркестр, под музыку которого бились сердца сразу нескольких поколений.

Александр Борисович родился 3 ноября 1949 года в местечке Копейск Челябинской области, но большую часть жизни прожил в Москве. Будущего музыканта растили инженер Борис Фрадкин и актриса Тамара Градская. Фамилию матери Александр взял после её смерти в 1963 году. 

Ещё в юности Градский крепко связал себя с музыкой. В середине 60-х годов прошлого века Александр Борисович собрал группу «Славяне» — один из первых рок-коллективов в Советском Союзе. Музыканты играли каверы на песни Элвиса Пресли и The Beatles. Потом были «Скоморохи» и «Скифы» — для этих групп Александр Градский сочинял и музыку, и слова. 

В 70-х Градский закончил вокальное отделение Гнесинского училища. Уже тогда Александр Борисович был признан выдающимся музыкантом — в 1974 году он получил звание «Звезды года» по версии издания Billboard. В то же время Градский попробовал себя в роли кинокомпозитора — написал музыку для драмы Андрея Кончаловского «Романс о влюблённых» и вместе с Эдуардом Артемьевым работал над саундтреком к истерну Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих»

Тремя годами позже, будучи студентом Московской консерватории, Александр Борисович создал одно из своих главных сочинений — композицию «Как молоды мы были» для Александры Пахмутовой и Николая Добронравова. Баллада прозвучала в саундтреке к фильму «Моя любовь на третьем этаже» и стала всенародным хитом. Всего за всю свою жизнь Градский написал музыку к 20 игровым и анимационным кинолентам.

Успехи на эстраде и в композиторском ремесле помогли Александру Борисовичу продолжить популяризацию рок-музыки в СССР. В 85-м году Градский представил рок-оперу «Стадион» — эпическое по форме новаторское произведение, посвящённое военному перевороту в Чили. Роли в опере исполняли самые востребованные актёры и музыканты страны — Алла Пугачёва, Андрей Миронов, Михаил Боярский, Андрей Макаревич и другие. В конце 80-х Градский начал вести собственную радиопрограмму «Хит-парад Александра Градского», посвящённую актуальной музыке того времени. Среди гостей передачи были будущие легенды русского рока, в числе которых — Виктор Цой, Константин Кинчев и Юрий Шевчук

Александр Борисович также известен своим участием в вокальном шоу «Голос», в котором выступал в роли наставника вместе с Димой Биланом, Пелагеей и Леонидом Агутиным. За историю шоу Градский привёл к победе четверых своих подопечных — Дину Гарипову, Сергея Волчкова, Александра Воробьева и Селима Алахярова. 

Бесспорно, Александр Борисович был выдающимся человеком. Незаурядный талант и любовь к музыке сочетались в нём с трудолюбием и художественным чутьём настоящего визионера. Сочинения Градского — это целый отдельный пласт культуры, глубину и важность которого в полной мере только предстоит осмыслить. Достаточно сказать, что без Александра Борисовича мы бы слушали совсем другую музыку. 


Автор: Владимир Наумов