Европейский кинематограф на самоизоляции

Что в условиях карантина происходит с европейской культурой. Сегодня — о кино

Европейский кинематограф на самоизоляции

Очень непростой период переживают кинокомпании и кинотеатры. Регулярные закрытия кинотеатров, конечно, не могут не повлиять на кассовые сборы. Да и сами кинотеатры страдают: например, известный барселонский Méliès с многолетней историей закрылся насовсем, летом он был выставлен на продажу. В Англии из-за ковида пришлось закрыть целую сеть кинотеатров Cineworld.

Премьеры некоторых фильмов оттягивали на недели и даже месяцы, но и эти меры не спасают кинокартины с многомиллионными бюджетами. Кроме того, постоянно замораживаются съёмки тех лент, которые ещё в работе. Полностью оценить последствия локдауна для кинематографа можно будет только когда индустрия снова заработает в полной мере, но уже сейчас понятно, что без потерь не обошлось на всех уровнях. Например, потери испанской киноиндустрии уже летом 2020 года оценивались в 150-200 миллионов евро. С другой стороны, многие онлайн-достижения кинопроката могут быть полезными и в «мирное время».

Новая нормальность фестивалей

Кинофестивали в этом и следующем году ищут соотношение онлайн и живого формата, чтобы избежать отмен. Некоторые фестивали в 2020 решили всё же не проводить (Каннские Львы, например, сразу перенесли на 2021 год, но сейчас это решение уже кажется оптимистичным). Каким-то мероприятиям повезло проскочить между волнами карантина и они прошли в присутствии зрителей, хоть и с определёнными ограничениями. Так провели Венецианский кинофестиваль, Фестиваль документального кино в Амстердаме и Кинофестиваль в Сан-Себастьяне. Организаторы некоторых фестивалей переходят на смешанный режим, когда часть картин можно посмотреть онлайн (Берлинский кинофестиваль), или на полностью виртуальные показы (так пришлось сделать на немецком фестивале Film Festival Cottbus в декабре 2020 года после того, как Германия продлила локдаун почти до конца года; «живые» показы были заменены на онлайн-формат в последний момент).

Фестивали, которые изначально были запланированы или перенесены на 2021 год, уже планируют с учётом требований «новой нормальности». Так дипломатично называют в Европе бесконечный список санитарных норм, которые нужно соблюдать после прохождения всех фаз карантина.

Тематика большинства фестивальных работ пока не изменилась, но это связано скорее с тем, что на таких мероприятиях представляются давно законченные ленты. Снять, смонтировать и представить для показа полный метр за несколько месяцев, прошедших с начала эпидемии, невозможно, особенно если говорить о художественном кинематографе. Поэтому заметных фестивальных работ на тему самоизоляции пока немного, но уже появляются короткометражки и документальные фильмы. Так, испанский документальный фильм «Madrid, interior» был задуман, полностью снят и впервые показан во время локдауна.

Сериал и плед

Недели взаперти, безусловно, подняли популярность сериалов на небывалый уровень. В Европе уже который месяц бум продаж в мультимедийных приложениях. Если премьеры полнометражных фильмов продюсеры по возможности оттягивали, то с сериалами, наоборот, старались выпустить новые эпизоды в срок. И это логично, учитывая, насколько выросла теле-аудитория и количество просмотров в интернете. Самый распространенный план на вечер, когда закрыто всё, от баров до спортивных площадок — это плед и сериал.

Заметно повысился интерес к сериалам об эпидемиях и вообще постапокалиптике. Европа смотрит сериалы с говорящими названиями «Хроника эпидемии", «В изоляции», «Карантин» , «Чума»... В этом ряду неожиданную популярность снискал российский сериал «Эпидемия», его купил и перевёл Netflix.

В сериалах появилась (отчасти — вынужденно) тенденция съёмки дома. Такие сериалы можно продолжать снимать даже в самой жёсткой самоизоляции, а ситуация жизни взаперти сегодня понятна практически каждому европейцу. Тренд задали испанцы с сериалом «Дневники карантина» от канала TVE, следом появились похожие ситкомы от Netflix, HBO и других монстров индустрии.

Примечательно, что пока одни продюсеры вовсю эксплуатируют контекст эпидемии, другие считают эту тему слишком сложной и тяжёлой. Например, выпуск одного из эпизодов сериала «Новый Амстердам» во время локдауна был отложен из-за того, что в серии шла речь об эпидемии вируса гриппа.

Как и во всех других сферах искусства, в кинематографе наверняка произойдут заметные изменения из-за пандемии. Судя по тому, как развивалась ситуация в 2020 году году, свои позиции заметно укрепят монстры онлайн-проката. Как это переживут кинотеатры и кинокомпании, зависящие от кассовых сборов, покажет время.

Автор: Юлия Телия

Что ещё почитать на МТС Live

Что в условиях карантина происходит с европейской культурой. О театре и музеях