Европейская музыка на самоизоляции

Что в условиях карантина происходит с европейской культурой. Сегодня — о музыке

Европейская музыка на самоизоляции

Музыканты сориентировались быстрее, чем другие деятели культуры: в некоторых странах бесплатные онлайн-концерты, стримы и прямые эфиры из домашних студий запустились уже в первый день изоляции. Правда, такой формат выступлений могут себе позволить, в основном, популярные артисты, работающие с современной музыкой. Симфонические оркестры, фольклорные коллективы и начинающие таланты  успели немного поработать во время летних послаблений, но вторая волна запретов поставит крест на многих карьерах музыкантов. Молодые исполнители, ещё год назад не сходившие со сцены, сейчас соглашаются на любую работу, зачастую с музыкой вообще не связанную. 

Но, как всегда бывает с искусством, тяжёлые времена вдохновляют на творчество. 

Клипы в Zoom и объединяющая сила карантина 

Когда-нибудь историки музыки придумают специальный термин для эпохи самоизоляции. Массовый домашний арест сподвигнул музыкантов со всего мира как-то высказаться, переосмыслить старые песни, записать новые, объединиться в неожиданные дуэты. 

Карантин послужил трамплином для некоторых молодых и совершенно неизвестных музыкантов. Так мощно стартануло барселонское трио «Stay homas». Трое парней, записывающих свои импровизированные концерты на балконе, могли бы так и остаться одними из тысяч скучающих изолянтов, которыми мгновенно наполнился YouTube. Но их песня «Let's enjoy this confination» настолько попала в общее настроение, что первое же снятое «на коленке» видео стало вирусным. За считанные недели группа успела посотрудничать с несколькими именитыми испанскими музыкантами, о них написал журнал The New Yorker, посыпались приглашения от телешоу.

Монстры мировой сцены тоже не остались в стороне. В апреле 2020-го, намного раньше запланированной даты, британцы Rolling Stones презентовали новый сингл Living in a ghost town. Изначально планировалось включить эту композицию в следующий альбом группы, но опустевшие города показались Мику Джаггеру идеальной иллюстрацией к песне, название которой переводится как «Живя в городе-призраке». Примечательно, что текст этой композиции был немного изменён, видимо, для пущего соответствия декорациям.

Некоторые музыканты, пользуясь обилием свободного времени, записывали новые песни с коллегами из-за океана. Другие обратились к классике или особенно актуальным для карантина темам (так, например, появилась all-stars-версия испанского гимна изоляции Resistiré). Большинство артистов таким образом оказывало поддержку своим запертым по домам слушателям, но были и более адресные проекты. Например, каталонские молодые певцы объединились для проекта #Joemcorono (я коронуюсь), в рамках которого проходил сбор средств для борьбы с эпидемией коронавируса. Так появилась новая, потрясающей красоты версия песни Escriurem (её автор и первоначальный исполнитель Miki Núñez, коллаборация — его идея).

Из-за карантина многим артистам пришлось отменить запланированные съёмки клипов, но некоторые вместо переноса записей в корне поменяли концепцию роликов. Так появились мультяшные клипы (например, Enemigos от Aitana и Reik) и клипы, снятые в Zoom («X» от Jonas brothers ft Karol G). 

Правда, по некоторым выпущенным в карантин клипам и не скажешь, что их сняли в условиях самоизоляции, без профессиональной аппаратуры и съёмочной группы. Ролик на композицию One day (Bad Bunny, Dua Lipa, J Balvin и Tainy) — как раз такой: в клипе снялась звезда сериала «Бумажный дом» Урсула Корберо. Причём пока сами музыканты самоизолировались в Майами, Лондоне и Пуэрто-Рико, актриса находилась в Аргентине. Клип снят одной камерой и в одном доме, но по видеоряду это незаметно (скорее всего, потому, что снимал актрису её бойфренд, один из ведущих аргентинских режиссёров и актёров Чино Дарин).

Некоторые музыканты и не пытались скрыть, что клип снимался в самоизоляции. Например, совместный хит Juanes и испанца Дани Мартина — Los huesos — просто сняли на две статичные камеры в домашних студиях вокалистов. Перед видеорядом даже есть небольшой текст о том, что съёмки планировались на март прошлого года, но самоизоляция нарушила все планы.

Балконные выступления

На юге Европы первая волна карантина началась в марте, то есть незадолго до тепла. Уже через пару недель изолянты стали проводить всё больше времени на своих балконах, террасах и даже крышах. Балконные будни быстро обросли традициями: например, ежевечерне аплодировать медикам в благодарность за их работу. Почти в каждом районе находился диджей-доброволец, который ставил после оваций один из карантинных хитов, а потом пару-тройку жизнеутверждающих композиций, чтобы поднять настроение себе и соседям. В некоторых домах балконные дискотеки длились больше часа, причём иногда организовывали их настоящие диджеи с соответствующей аппаратурой. 

Музыканты тоже частенько использовали свои балконы как концертную площадку. Кто только с них не выступал: пианисты, скрипачи, оперные певцы…

Концерт для фикусов и опера на опен-эйре

Классическая музыка после окончания жёсткой самоизоляции немного воспряла: начались концерты и даже фестивали. Ограничения, продиктованные санитарными правилами, иногда сложно выполнять без потерь для качества звука или бюджета, но оркестры и концертные залы держатся за счёт креатива.

Некоторые концертные залы и музыкальные театры на лето перешли в формат опен-эйров. Такое решение спасло от полного закрытия некоторые оперные театры (например, Teatro dell'Opera di Roma): они обычно расположены в довольно старых зданиях, в которых сложно создать условия для соблюдения дистанции между зрителями.

Есть и концертные залы, которые смирились с вынужденно камерным форматом. Например, в Барселоне набирает популярность серия классических концертов Candlelight — обычно это выступления небольших оркестров или отдельных исполнителей, иногда в сочетании с балетом, и всегда при свечах и для очень небольшой аудитории.

В немецком Штутгарте музыканты двух симфонических оркестров организовали серию уникальных во всех смыслах концертов one-on-one. На таких концертах один музыкант играет одно произведение для одного зрителя, чаще всего — в живописном месте на свежем воздухе. Причём выбор произведения остаётся за исполнителем.

Оперные театры и консерватории из-за новых мер безопасности иногда сталкиваются с неожиданными проблемами: например, оркестровые ямы в некоторых залах не позволяют разместить нужное количество музыкантов с соблюдением дистанции. Там, где музыкантам хватает места, оказывается, что играть в симфоническом оркестре на таком расстоянии друг от друга артистам очень тяжело. На это жаловался, в частности, дирижёр гамбургского симфонического оркестра. 

Некоторые оркестры выступали и в более необычных условиях, чем пустой зал с камерами или перетянутые лентами кресла. Так, культовый барселонский театр Liceu во время весеннего карантина в 2020 организовал концерт… для фикусов. Оркестр театра отыграл полноценный концерт перед зрительным залом, в каждом кресле которого поставили по горшку с домашним растением. Цель у мероприятия была довольно трогательная: заряженные классической музыкой растения отправили в подарок медикам, работавшим в тот момент на износ.

Автор: Юлия Телия

Что ещё почитать и посмотреть на МТС Live