Четыре лучших столичных спектакля по Достоевскому

В этом году исполняется 200 лет со дня рождения писателя. Сегодня расскажем, куда пойти и что посмотреть по произведениям великого классика в Москве

Четыре лучших столичных спектакля по Достоевскому

«Писать о Достоевском на театре — дело неблагодарное». Так считал один из исследователей творчества писателя. Действительно, сравнивать спектакль с великой прозой бессмысленно, ведь у прозы свои законы, у сцены — свои. Но есть в Москве спектакли, которые достойны сравнения с гениальными произведениями классика русской и мировой литературы.


«Кроткая», МТЮЗ

Билеты

Спектакль — участник специальной программы «Достоевский и театр» в рамках «Золотой маски-2021», приуроченной к 200-летию со дня рождения писателя. 

Повесть «Кроткая» — одно из последних произведений писателя, инсценировка которого навсегда связана c культовым спектаклем Льва Додина с Олегом Борисовым в главной роли. Но режиссёр Ирина Керученко — ученица Камы Гинкаса, у которого Достоевский является одним из самых важных авторов в творчестве — не боится сравнений. Она подробно и смело исследует мучительную историю любви и взаимной ненависти его и её — мужа и жены, покончившей жизнь самоубийством.

Спектакль также стоит смотреть ради мощной игры прекрасного актёра Игоря Гордина, который стал в своё время лауреатом премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая мужская роль».

 

«Брат Иван Фёдорович», Студия театрального искусства

Билеты

Ещё один спектакль-участник специальной программы «Достоевский и театр» в рамках «Золотой маски-2021».

Создатель СТИ и режиссёр спектакля Сергей Женовач точно и тонко чувствует Достоевского. История его авторского театра началась пятнадцать лет назад со спектакля «Мальчики» по девяти главам романа «Братьев Карамазовых» в ГИТИСе. «Брат Иван Фёдорович» — очередная инсценировка по этому роману.

В центре сюжета лежит глава о событиях накануне суда над Дмитрием. Получился увлекательный детектив, в котором история убийства оборачивается глубокими размышлениями о Боге и вере. Готовясь к спектаклю, актёры, режиссёр и художник постановки вдохновлялись идеями и мыслями Достоевского в Старой Руссе — городе, который стал прообразом Скотопригоньевска, где и происходит действие романа. 


«Р. Р. Р.», театр Моссовета

Билеты

Р. Р. Р. — это инициалы Раскольникова Родиона Романовича, главного героя романа Достоевского «Преступление и наказание». По его мотивам и поставлен спектакль режиссёром Юрием Ерёминым.

Постановка выдержана в классическом стиле. Текст романа сокращён, что делает действие динамичным, но суть при этом не становится поверхностной. В спектакле простая, но эффектная сценография в виде кружащихся лестниц и мостков Петербурга, по которым герои спектакля проходят путь от преступления к наказанию. А также безупречно выстроенные световая и звуковая партитуры.

Главная жемчужина спектакля — Виктор Сухоруков в роли Порфирия Петровича, играющий каждым своим жестом и интонацией. 


«Смешной человек», Мастерская Петра Фоменко

Билеты

Спектакль поставлен по фантастическому рассказу Достоевского «Сон смешного человека». Фёдор Малышев выступил и как автор идеи, и как постановщик, и как единственный исполнитель. Хотя это не совсем верно: кроме самого актёра, на сцене присутствуют «Бесы». Именно так называется музыкальная группа, участники которой включены в эту историю. 

Фёдор Малышев остро, но без надрыва улавливает не только неподъёмный груз идей писателя, но удивительно легко и честно рассказывает историю человеческого воскрешения. Актёру помогает сам язык Достоевского, который звучит в наши дни очень современно, обнаруживая свою глубокую естественность. Слова и стилистические ходы укладываются в будничный материал человеческой речи.


Автор: Светлана Бердичевская