Богемный панк-рок, реквием по бит-поколению и психоделика: чем знаменита Патти Смит
В честь дня рождения иконы независимой сцены рассказываем о её жизни, творчестве и влиянии на один из самых радикальных музыкальных жанров


30 декабря своё 75-летие отмечает Патти Смит — легенда андеграундной сцены, поэтесса, активистка и голос поколения X. Смит называют «бабушкой панк-рока», ведь в своём творчестве она разработала и воплотила стилистические особенности этого жанра — его приземлённость, надрывность и болезненную искренность. В этом материале мы попытались объять необъятное — рассказать о непростой жизни и культовых пластинках артистки.
Ранние годы: переезды, Нью-Йорк и богема
Патти Смит родилась 30 декабря 1946 года в семье работника завода и джазовой певицы. В 49-м Смиты из родного Чикаго перебрались в Филадельфию, а оттуда — на юг Нью-Джерси. Юная Патриция Ли часто была предоставлена сама себе, много читала и слушала музыку. В раннем возрасте будущая певицы стали поэт Артюр Рембо, пантеон писателей бит-поколения, а также Джими Хендрикс, Мик Джаггер и Боб Дилан.
- «Я никогда не подходил под стереотип рок-звезды»: чем запомнится легендарный барабанщик Чарли Уоттс» — гид по главным альбомам классического периода The Rolling Stones
После школы Патти Смит поступила в Государственный Колледж Глассборо, но вскоре бросила его и устроилась на завод. В 1967 году будущая легенда панка накопила достаточно денег для переезда в Нью-Йорк. Там её заметил эпатажный фотограф Роберт Мэпплторп, известный своими работами в эротическом и реалистическом жанрах. Знакомство с Мэпплторпом открыло для Патти Смит мир культурной богемы — проклятых поэтов, рок-н-ролльщиков и ещё непрозвучавших голосов нового поколения молодых и злых.
В Нью-Йорке Патриция Ли жила в задней комнате культового ночного клуба Max’s Kansas City, писала статьи для журналов Rolling Stone и Creem, работала над сочинением композиций для хеви-металистов Blue Öyster Cult. В 1972 году вышел первый поэтический сборник Патти Смит «Seventh Heaven», а спустя два года после его публикации артистка приступила к записи своего первого альбома — культового полноформатника «Horses».
Расцвет творчества: «Horses» как первый кирпич в фундаменте панк-рока, посвящение Рембо и конец андеграунда
Над своей дебютной пластинкой Патти Смит работала целый год. Параллельно с этим она активно выступала в авангардном манхэттенском клубе CBGB — мекке битников и детей хиппи, предпочитающих ярким нарядам кожу и рваные джинсы. В то же время в этом заведении гремели гитары Television, Talking Head и The Crambs.
- «Русский нью-вейв: самиздат, авангард и декаданс» — как Talking Heads и Depeche Mode соединили панк-рок и диско, а «Кино», Nautilus Pompilius и «АукцЫон» придумали отечественную рок-музыку
Альбом «Horses» увидел свет в 1975 году. От подавляющего большинства выходящих в ту пору пластинок дебютная работа Патти Смит отличалась резким, непричёсанным саундом и полным игнорированием мелодий в угоду груву и общей атмосфере записи. Но главной звездой релиза была сама Смит — её неповторимая манера пения и реалистическая, уходящая корнями в философию экзистенциализма поэзия.
С выхода пластинки «Horses» началась эра нового субкультурного движения, известного как панк. Спустя год после релиза дебютного альбома Патти Смит вышел дебютный LP бунтарей Ramones, а уже в 77-м Джонни Роттен и его квартет Sex Pistols стали главными антигероями Туманного Альбиона.
Спустя всего год после релиза LP «Horses» Патти Смит представила пластинку «Radio Ethiopia», которая отличалась от предыдущей более коммерческим звучанием и уклоном в психоделику. Второй альбом певица посвятила памяти своего любимого поэта — Артюра Рембо.
В период с 77-го по 79-й Патти Смит выпустила три альбома, издала поэтический сборник «Babel» и обрела статус иконы среди независимых артистов. В конце 70-х панк-движение стало утрачивать связь с андеграундом, что не могло не разочаровать певицу. В сентябре 1979 года Смит приостановила свою музыкальную деятельность и с головой ушла в написание стихов.
Возвращение на сцену: личные потери, конец битничества и поиск нового звука
В 1988 году вышел некоммерческий релиз Патти «Dream Of Live». Соавтором всех песен с альбома стал муж певицы Фред Соник Смит, с которым артистка проживала в Детройте с весны 80-го. Пластинка кардинальным образом отличалась от предыдущих записей Патти Смит как жанровым наполнением, так и тематикой текстов. «Dream Of Live» — сборник лиричных прогрессив-рок-баллад, которые имеют мало общего с предыдущими работами исполнительницы.
В начале 90-х Патти Смит потеряла сразу несколько близких людей. В 1991 году скончался клавишник Patti Smith Group Ричард Сол, в 93-м – фотограф Роберт Мэпплторп. Спустя ещё год от сердечной недостаточности умерли супруг певицы и её брат. Чтобы пережить горе, Патриция Ли решила вернуться к написанию музыки.
Пластинка «Gone Again» увидела свет в 1996 году. В её записи приняли участие выдающиеся музыканты своего времени, в числе которых гитаристы Оливер Рид, Джон Кейл и Джеф Бакли. Альбом удивил поклонников певицы мистическим настроением и фольклорным мелодизмом, которые не были свойственны Патти Смит времён «Horses».
1997-й стал последним годом в истории бит-поколения — в этом году скончались лидеры этого контркультурного течения Аллен Гинзберг и Уильям С. Берроуз. Патти Смит отреагировала на смерть своих друзей альбомом «Peace and Noise» — одной из самых печальных записей в её карьере. После уклона в классический рок, который прослеживался на LP «Gone Again», исполнительница вернулась к шероховатому авангардному звучанию и мрачной декаденской поэзии.
Начиная с нулевых Патти Смит начала выпускать медитативные рок-полотна, которые показали певицу с совершенно новой стороны. Пластинки «Gung Ho» (2000) и «Trampin’» (2004) представляют собой ретроспективные и даже ностальгические записи с сильной, но отстранённой от мирского лирикой. Именно в нулевых годах Смит увлеклась экспериментами с жанрами, поиском новой себя в музыке. Так в 2008 году певица представила экспериментальный сборник «The Coral Sea», записанный вместе с гитаристом пионеров шугейза My Bloody Valentine Кевина Шилдса.
- «Шум и нежность: пять причин переслушать альбом «Loveless» от My Bloody Valentine» — рассказ об особенностях и значении второго альбома культовых шугейзеров для альтернативной сцены
Два последних альбома Патти Смит — «Mummer Love» (2019) и «Peradam» (2020) — записаны при участии экспериментальной электронной группы Soundwalk Collective. Пластинки представляют собой своеобразную дилогию, в которой поэзия соединяется с эмбиентами, природными шумами и народными напевами.
Сложно представить, какой будет следующая работа Патти Смит, чем ещё сможет удивить своих поклонников эта великая панк-рок-дива. Пройдя череду жизненных испытаний, бесстрашно вступая в бой с судьбой, поэтесса и артистка смогла пронести через свою музыку нечто неподдельно живое и трогательное. В день 75-летия Патриции Ли Смит хочется вновь переслушать её прекрасную бессмертную музыку и в очередной раз восхититься талантом и силой воли этой удивительной женщины.
Автор: Владимир Наумов