Богемный панк-рок, реквием по бит-поколению и психоделика: чем знаменита Патти Смит

В честь дня рождения иконы независимой сцены рассказываем о её жизни, творчестве и влиянии на один из самых радикальных музыкальных жанров

Богемный панк-рок, реквием по бит-поколению и психоделика: чем знаменита Патти Смит

30 декабря своё 75-летие отмечает Патти Смит — легенда андеграундной сцены, поэтесса, активистка и голос поколения X. Смит называют «бабушкой панк-рока», ведь в своём творчестве она разработала и воплотила стилистические особенности этого жанра — его приземлённость, надрывность и болезненную искренность. В этом материале мы попытались объять необъятное — рассказать о непростой жизни и культовых пластинках артистки.


Ранние годы: переезды, Нью-Йорк и богема

Патти Смит родилась 30 декабря 1946 года в семье работника завода и джазовой певицы. В 49-м Смиты из родного Чикаго перебрались в Филадельфию, а оттуда — на юг Нью-Джерси. Юная Патриция Ли часто была предоставлена сама себе, много читала и слушала музыку. В раннем возрасте будущая певицы стали поэт Артюр Рембо, пантеон писателей бит-поколения, а также Джими Хендрикс, Мик Джаггер и Боб Дилан.

Еще по теме:

После школы Патти Смит поступила в Государственный Колледж Глассборо, но вскоре бросила его и устроилась на завод. В 1967 году будущая легенда панка накопила достаточно денег для переезда в Нью-Йорк. Там её заметил эпатажный фотограф Роберт Мэпплторп, известный своими работами в эротическом и реалистическом жанрах. Знакомство с Мэпплторпом открыло для Патти Смит мир культурной богемы — проклятых поэтов, рок-н-ролльщиков и ещё непрозвучавших голосов нового поколения молодых и злых.

В Нью-Йорке Патриция Ли жила в задней комнате культового ночного клуба Max’s Kansas City, писала статьи для журналов Rolling Stone и Creem, работала над сочинением композиций для хеви-металистов Blue Öyster Cult. В 1972 году вышел первый поэтический сборник Патти Смит «Seventh Heaven», а спустя два года после его публикации артистка приступила к записи своего первого альбома — культового полноформатника «Horses».


Расцвет творчества: «Horses» как первый кирпич в фундаменте панк-рока, посвящение Рембо и конец андеграунда

Над своей дебютной пластинкой Патти Смит работала целый год. Параллельно с этим она активно выступала в авангардном манхэттенском клубе CBGB — мекке битников и детей хиппи, предпочитающих ярким нарядам кожу и рваные джинсы. В то же время в этом заведении гремели гитары Television, Talking Head и The Crambs.

Может быть интересно:

Альбом «Horses» увидел свет в 1975 году. От подавляющего большинства выходящих в ту пору пластинок дебютная работа Патти Смит отличалась резким, непричёсанным саундом и полным игнорированием мелодий в угоду груву и общей атмосфере записи. Но главной звездой релиза была сама Смит — её неповторимая манера пения и реалистическая, уходящая корнями в философию экзистенциализма поэзия. 

С выхода пластинки «Horses» началась эра нового субкультурного движения, известного как панк. Спустя год после релиза дебютного альбома Патти Смит вышел дебютный LP бунтарей Ramones, а уже в 77-м Джонни Роттен и его квартет Sex Pistols стали главными антигероями Туманного Альбиона.

Послушать альбом


Спустя всего год после релиза LP «Horses» Патти Смит представила пластинку «Radio Ethiopia», которая отличалась от предыдущей более коммерческим звучанием и уклоном в психоделику. Второй альбом певица посвятила памяти своего любимого поэта — Артюра Рембо.

Послушать альбом


В период с 77-го по 79-й Патти Смит выпустила три альбома, издала поэтический сборник «Babel» и обрела статус иконы среди независимых артистов. В конце 70-х панк-движение стало утрачивать связь с андеграундом, что не могло не разочаровать певицу. В сентябре 1979 года Смит приостановила свою музыкальную деятельность и с головой ушла в написание стихов.


Возвращение на сцену: личные потери, конец битничества и поиск нового звука

В 1988 году вышел некоммерческий релиз Патти «Dream Of Live». Соавтором всех песен с альбома стал муж певицы Фред Соник Смит, с которым артистка проживала в Детройте с весны 80-го. Пластинка кардинальным образом отличалась от предыдущих записей Патти Смит как жанровым наполнением, так и тематикой текстов. «Dream Of Live» — сборник лиричных прогрессив-рок-баллад, которые имеют мало общего с предыдущими работами исполнительницы. 

Послушать альбом

В начале 90-х Патти Смит потеряла сразу несколько близких людей. В 1991 году скончался клавишник Patti Smith Group Ричард Сол, в 93-м – фотограф Роберт Мэпплторп. Спустя ещё год от сердечной недостаточности умерли супруг певицы и её брат. Чтобы пережить горе, Патриция Ли решила вернуться к написанию музыки.

Пластинка «Gone Again» увидела свет в 1996 году. В её записи приняли участие выдающиеся музыканты своего времени, в числе которых гитаристы Оливер Рид, Джон Кейл и Джеф Бакли. Альбом удивил поклонников певицы мистическим настроением и фольклорным мелодизмом, которые не были свойственны Патти Смит времён «Horses».

Послушать альбом


1997-й стал последним годом в истории бит-поколения — в этом году скончались лидеры этого контркультурного течения Аллен Гинзберг и Уильям С. Берроуз. Патти Смит отреагировала на смерть своих друзей альбомом «Peace and Noise» — одной из самых печальных записей в её карьере. После уклона в классический рок, который прослеживался на LP «Gone Again», исполнительница вернулась к шероховатому авангардному звучанию и мрачной декаденской поэзии.

Послушать альбом


Начиная с нулевых Патти Смит начала выпускать медитативные рок-полотна, которые показали певицу с совершенно новой стороны. Пластинки «Gung Ho» (2000) и «Trampin’» (2004) представляют собой ретроспективные и даже ностальгические записи с сильной, но отстранённой от мирского лирикой. Именно в нулевых годах Смит увлеклась экспериментами с жанрами, поиском новой себя в музыке. Так в 2008 году певица представила экспериментальный сборник «The Coral Sea», записанный вместе с гитаристом пионеров шугейза My Bloody Valentine Кевина Шилдса.

Послушать альбом

 

Еще по теме:

Два последних альбома Патти Смит — «Mummer Love» (2019) и «Peradam» (2020) — записаны при участии экспериментальной электронной группы Soundwalk Collective. Пластинки представляют собой своеобразную дилогию, в которой поэзия соединяется с эмбиентами, природными шумами и народными напевами. 

Сложно представить, какой будет следующая работа Патти Смит, чем ещё сможет удивить своих поклонников эта великая панк-рок-дива. Пройдя череду жизненных испытаний, бесстрашно вступая в бой с судьбой, поэтесса и артистка смогла пронести через свою музыку нечто неподдельно живое и трогательное. В день 75-летия Патриции Ли Смит хочется вновь переслушать её прекрасную бессмертную музыку и в очередной раз восхититься талантом и силой воли этой удивительной женщины.


Автор: Владимир Наумов