«Профессионал», «Безумный Пьеро» и «Баловень судьбы» — чем запомнится актёр Жан-Поль Бельмондо
Рассказываем о знаковых ролях выдающегося артиста и о его вкладе в мировой кинематограф
6 сентября стало известно о смерти Жан-Поля Бельмондо — иконы французского кино и одного из самых незаурядных и популярных актёров второй половины XX века. Артист создал целую галерею образов — от бунтарей без причины и героев своего времени до секретных агентов, путешественников и настоящих искателей приключений.
Творческий путь Бельмондо тесно связан с феноменом «новой волны» — течения в кинематографе 60-х годов прошлого века, последователи которого выступили против устоявшихся методов и форм коммерческого искусства. Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Эрик Ромер, Жак Риветт, Аньес Варда и другие режиссёры создали свою эстетику, черпая вдохновение из окружающей действительности. Мартин Скорсезе, Квентин Тарантино, братья Коэн и другие именитые постановщики до сих пор вдохновляются этим направлением в искусстве и пользуются его методами.
Не каждый актёр «из цеха» смог бы работать по принципам «новой волны» — без точного сценария и заранее прописанной сценографии, а также практически без монтажных склеек и прочего художественного формализма. Зарождающемуся течению требовался новый тип артистов, каким и стал Жан-Поль Бельмондо.
«Новая волна»: отчаянные одиночки и скучающие неврастеники
После серии коммерческих работ в 1959 году Жан-Поль сыграл главную роль в картине Жан-Люка Годара «На последнем дыхании», после премьеры которой история киноискусства разделилась на «до» и «после». Лента мастерски обыграла жанровые клише гангстерских фильмов и мелодрам, соединяя их с классической темой «лишнего человека» и поднимая развлекательное киноискусство на новый интеллектуальный уровень.
Отреставрированную версию культовой драмы можно посмотреть в российских кинотеатрах.
Бельмондо в фильме-манифесте Годара предстаёт в образе нахального преступника Мишеля, возомнившего себя Хамфри Богартом и проживающего каждый день как последний. Но однажды главный герой совершает непреднамеренное убийство, после которого неминуемая расплата за содеянное становится лишь вопросом времени.
Жан-Поль Бельмондо играет Мишеля без тени симпатии к персонажу — холодному, расчётливому и оттого одинокому даже во время свиданий со своей возлюбленной Патрицией (Джин Сиберг). Актёр рисует портрет целого поколения, образцом для подражания которого стали нереалистичные герои нуарных боевиков.
В 1965 году, когда «новая волна» стала частью кинорынка, радикал Годар снял сюрреалистическую и политическую мелодраму «Безумный Пьеро». На этот раз Жан-Люк на правах признанного автора и визионера деконструирует свою личную жизнь и на главную роль снова приглашает Бельмондо. Картина рассказывает об уставших от жизни Фердинанда (Бельмондо) и взбалмошной Марианны (Анна Карина), романтические отношения которых ведут к преступному заговору и оттуда — к трагедии античного размаха.
Жан-Поль в картине «Безумный Пьеро» отыгрывает вычурную версию Мишеля — ещё больше скуки и нервозности, ещё меньше эмпатии к окружающим и строгости к самому себе. Во время съёмок актёру приходится быть настоящим перформером — выражать свои чувства по поводу Вьетнамского вооружённого конфликта при помощи модернистского танца и становиться самым настоящим произведением поп-арта.
Зрелые работы: благородные спецагенты и оптимистичные авантюристы
Уже в артхаусном кино Бельмондо продемонстрировал не только широкий диапазон навыков и умение вживаться в роль, но и потенциал к жанровым проектам. В 1981 году выходит самая известная работа артиста — драматический триллер Жоржа Лотнера «Профессионал». Главный герой ленты — секретный агент Жослен Бомон, который по распоряжению правительства отправляется в африканскую страну Малагави с особо опасным заданием. В последний момент спецслужбы предают Бомона, а он, в свою очередь, бросает им вызов.
После ролей мелких преступников и бунтарей Бельмондо смотрится весьма органично в образе сурового секретного агента. Опыт в неореализме «новой волны» помог актёру создать лишённого напускного драматизма персонажа, настоящего «не-героя». А саундтрек от легендарного композитора Эннио Морриконе сделал фильм по-настоящему культовым.
Последним коммерчески успешным проектом Жан-Поля Бельмондо стала картина Клода Лелуша «Баловень судьбы» (1988) — своеобразный ответ работе Микеланджело Антониони «Профессия: репортёр» с Джеком Николсоном. Герой Бельмондо, экономист и бывший артист цирка Сэм Лион, инсценирует свою смерть, чтобы начать жизнь с чистого листа. В отличие от погружённого в себя персонажа Николсона, он начинает с оптимизмом смотреть в будущее и даже возвращается к своей прошлой жизни.
В 2001 году Бельмондо перенёс свой первый инсульт. Событие серьёзно повлияло на жизнь и карьеру артиста — он стал всё реже появляться в фильмах, лишь изредка делая исключение ради интересных и стоящих проектов. Одной из таких работ стала драма Франсиса Юстера «Человек и его собака» — ремейк фильма Витторио де Сики «Умберто Д.» (1952). 6 сентября 2021 года великий Жан-Поль Бельмондо скончался в своём доме в Париже в возрасте 88 лет.
Автор: Владимир Наумов