Шум и нежность: пять причин переслушать альбом «Loveless» от My Bloody Valentine

В честь 30-летнего юбилея пластинки рассказываем о её особенностях и значении для альтернативной сцены

Шум и нежность: пять причин переслушать альбом «Loveless» от My Bloody Valentine

4 ноября 1991 года увидел свет альбом «Loveless» рок-группы My Bloody Valentine. Пластинка стала точкой отсчёта для шугейз-сцены и заслужила статус культовой среди меломанов во всём мире. Мы переслушали сочинение Кевина Шилдса и компании и попытались понять, что делает «Loveless» уникальной и неподвластной времени записью.

Слушать «Loveless»

Революция гитарной сцены

Если в рок-музыке и существуют какие-то правила, то «Loveless» за 48 минут успевает нарушить их все. Уже с заглавной композиции «Only Shallow» неподготовленный слушатель будет удивлён тому, как My Bloody Valentine использовали свои инструменты. Функциональное разделение гитар на бас, соло и ритм на пластинке Шилдса и сотоварищей просто-напросто отсутствует.

Не в почёте у My Bloody Valentine и классический лад — традициям блюза и эстрады музыканты предпочли авангардные идеи The Velvet Underground, Sonic Youth и других икон инди-сцены. Так одновременно с простым и понятным брит-попом в соседней Ирландии была создана эстетская альтернатива этому направлению.

...и эволюция звукозаписи

Амбициозность альбома «Loveless» требовала инновационного подхода к звукоинженерии — в противном случае запись бы не прозвучала на должном уровне. Метод «стены звука», открытый Филом Спектором во времена первого Вудстока и рассвета субкультуры хиппи, помог My Bloody Valentine добиться полноты и мощности звучания в ущерб чистоте и разборчивости. Гитарные эффекты и обработка сигнала использовалась постоянно — особенно превалировало жужжание фузза, который сейчас стал неотъемлемой частью педалбордов рок-музыкантов. 

Откровением для слушателей также стала особая динамика пластинки — гулкая и механическая ритм-секция в духе постпанка обрела живую пульсацию благодаря обилию записанных слоёв. «Loveless» — один из первых альбомов, в котором многоголосье создавалось из вокала одного человека, а живые ударные партии микшировались со звуковыми петлями и семплами.


Перфекционизм как метод

Создавая свой магнум опус, Кевин Шилдс в последнюю очередь думал о материальных расходах и организационных вопросах. Процесс записи альбома «Loveless» чуть не разорил лейбл Creation — суммарная стоимость сессий на девятнадцати студиях звукозаписи составила 250 000 фунтов стерлингов. Пластинка находилась в активной разработке на протяжении двух лет, звукорежиссёры приходили и уходили, но страсть и мегаломания Шилдса помогла музыкантам завершить запись. Затем последовал процесс мастеринга, который растянулся на целых 13 дней вместо положенного одного. Руководство Creation было в полнейшем ужасе.

В наше время подобный педантизм по отношению к своей работе может позволить себе разве что Канье Уэст. Рэпер трижды переносил релиз своего последнего на данный момент лонгплея «Donda», дописывал вокальные партии в перерывах между презентациями на крупнейших стадионах США и развернул мощнейшую по современным меркам пиар-кампанию. Но в отличие от Канье, My Bloody Valentine на момент записи «Loveless» были артистами из музыкального подполья с инди-лейбла, что не помешало им записать один из важнейших альбомов в истории рока.

...и шугейз как изобразительное искусство

Пару слов стоит сказать о визуальном решении альбома «Loveless». Размытое изображение гитары на обложке пластинки несёт в себе черты живописи футуристов и кинетического искусства. Крупный план и отсутствие резкой фокусировки как бы сообщают слушателю о «стене звука» и прочих звуковых ухищрениях ещё до того, как он включил запись. 

Основным цветом буклета «Loveless» был выбран насыщенно-розовый. Это решение сочетается с меланхолично-созерцательным настроением текстов Шилдса и общим настроением всего альбома. Как вишенка на торте — минимум информации о группе на лицевой части обложки, только надпись My Bloody Valentine едва различимым шрифтом. Всё вышеперечисленное сделало артворк альбома «Loveless» лицом не отдельного коллектива, а всего шугейза в целом. В 2020 году обложка стала частью мира моды — бренд Supreme превратил её в принт для своей капсульной коллекции.


Неоспоримое влияние

«Loveless» — один из лучших альбомов альтернативы и настоящий памятник независимой гитарной сцене 90-х. Сочетание несочетаемого My Bloody Valentine превратили в метод, которым до сих пор пользуются их последователи. Вторая пластинка шугейзеров вдохновила легенду гранжа Курта Кобейна на свою музыкальную революцию, влияние «Loveless» можно услышать в работах Radiohead, Nine Inch Nails, The Smashing Pumpkins и многих других известных артистов. 

Как важнейшая шугейз-запись, «Loveless» имеет особое значение и для музыки российской «новой волны». Элементы «шугейзинга» составляют основу творчества отечественных представителей жанра — группы «Деревянные киты». На YouTube-канале МТС Live можно посмотреть выступление этого коллектива, а также других современных музыкантов в рамках проекта Студии МТС Live.

Больше об истории шугейза и основных представителей жанра — в наших тематических статьях:

Автор: Владимир Наумов