5 фактов о группе «Бром»

Что такое ноу-джаз, как он звучит и где его слушать? Продолжаем знакомиться с участниками МТС Live Sessions в МАММ

5 фактов о группе «Бром»

Говоря о квартете «Бром», хочется употреблять эпитеты «самобытный», «необычный», «независимый». Что неудивительно: участники группы являются пионерами сразу в нескольких экспериментальных направлениях — от джаз-панка до нойз-импрова — и артистами, без которых сложно представить московский музыкальный андеграунд. Сегодня мы предлагаем вам узнать чуть больше о коллективе, чьи сочинения и перформансы можно сравнить с качествами брома — химического элемента: они едкие, тяжёлые и даже ядовитые.

Убедиться в том, что мы не приукрашиваем достоинства «Брома», можно 12 июня на финальном концерте МТС Live Sessions в МАММ.

Билеты на концерт


Цель: не стоять на месте

«Бром» существует уже без малого 14 лет. За это время состав коллектива неоднократно менялся. Вместе с этим, словно по законам импровизации, трансформировалось и звучание группы. В разное время «Бром» выступали как в минимальном для себя составе контрабас-саксофон, так и квартетом ударные-контрабас-труба-баритон. В данный момент основатель группы Дмитрий Лапшин отдаёт предпочтение суровому звуку своей бас-гитары, а его коллега Феликс Микенский создаёт шумовые аудиополотна при помощи электронных девайсов и собственного голоса.


Жанр: ноу-джаз

Проверяя, насколько может быть свободен фри-джаз, «Бром» фактически открыли новое направление в музыке. Их детище, ноу-джаз, представляет собой соединение двух противоположностей — собственно джаза и дикого ноу-вейва. Оба направления в своё время стали альтернативой существующему взгляду на музыку, где простые и понятные мелодии сопровождались благозвучными аккомпанементами. «Бром» же пользуются как наследием сложносочиненных джазовых стандартов, так и хаотичными, напоминающими импульсы и удары, штрихами «никакой волны». 


Фундамент: культура

«Бром» — видная часть отечественной музыкальной культуры. Музыканты уже не первый год являются постоянными резидентами широко известного в кругах ценителей независимого искусства Культурного центра ДОМ. Помимо этого, участники коллектива так или иначе поучаствовали в целой плеяде экспериментальных проектов, таких как «Ленина пакет», «Сольвычегодск», «Караван Историй», «Резня Пономарёва / Образины» и других.


Средство: дизайн

В случае «Брома» важен не только звук, но и визуал. Оформление обложек альбомов и концертных афиш коллектива вдохновлено выразительной традицией восточноевропейского плаката. Кстати, автором визуальной составляющей творчества группы является бас-гитарист и контрабасист Дмитрий Лапшин. Его авторству принадлежат все альбомные обложки квартета, кроме дебютной пластинки и записанного вживую «Рафинада».


Итог: революция

В подзаголовок заключительной части нашего материала не просто так вынесена прямая отсылка к творчеству группы «Соломенные еноты» — бескомпромиссным панкам и иконам перестроечного андеграунда. Как и они, «Бром» — антитеза своему жанру, одновременно его популяризаторы и критики. Первые российские ноу-джазисты идут своим путём, о чем Дмитрий Лапшин открыто заявляет в одном из интервью:

Да, мы любим джаз, но мы не играем джаз. То, что я вкладываю в понятие “ноу-джаза” — в первую очередь это абстрагирование от ювелирной сцены <...> — напыщенной, напомаженной псевдоджазовой музыки.


Автор: Владимир Наумов