Неспешность, внезапные повороты и камео: 5 фактов о фильмах М. Найт Шьямалана

В преддверии премьеры «Время» рассказываем об авторском почерке режиссёра, характерном для его картин

Неспешность, внезапные повороты и камео: 5 фактов о фильмах М. Найт Шьямалана

22 июля выходит новый фильм режиссёра М. Найт Шьямалана «Время» — триллера о семье, которая отправляется на тропический остров. Отдохнув пару часов, они обнаруживают, что повзрослели на несколько лет, а время изменило свой ход. 

Билеты на МТС Live

Шьямалан — режиссёр со сложной карьерой. После премьеры триллера «Шестое чувство» в конце 90-х ему пророчили судьбу Стивена Спилберга. За работу над лентой Шьямалана номинировали на «Оскар» в 2000 году как «лучшего режиссёра» и «лучшего сценариста».

Однако последующие картины разочаровали кинокритиков и зрителей. Четыре фильма режиссёра выдвигались на антипремию «Золотая малина». В итоге он получил статуэтки за киноадаптацию «Аватара: Легенды об Аанге» — «Повелителя стихий» — и «Девушку из воды».

Но даже после череды неудач за Шьямаланом интересно наблюдать, поскольку он способен удивить даже искушённого зрителя. Рассказываем о пяти важных фактах, нашедших отражение в его фильмах. 


Все сценарии обычно пишет сам

Начиная с первой работы, «Яростной молитвы» 1992 года, М. Найт Шьямалан пишет сценарии самостоятельно практически для каждой своей ленты. 

Исключением стали «После нашей эры» (2013) с Уиллом Смитом и его сыном Джейденом, «Сосны» (2015) и «Дом с прислугой» (2019). Шьямалан также работал в качестве сценариста над фильмами, которые не снимал лично — «Стюарт Литтл» (1999) Роба Минкоффа и в малобюджетной сценарной и продюсерской работе «Дьявол» (2010) Джона Эрика Даудла.

Медленное повествование

Излюбленный приём режиссёра — медленные тягучие сцены, снятые одним дублем. Эту фишку он позаимствовал у своих главных вдохновителей — Стивена Спилберга и Альфреда Хичкока. 

Такие сцены не теряют внимание зрителя и направлены на нагнетение атмосферы, хотя там может практически ничего не происходить. 

Из-за этого приёма действие фильма кажется медленным, медитативным, направленным на демонстрацию общих планов. Режиссёр также уделяет особое внимание деталям в своих картинах, оставляя намёки на финал ленты для самых наблюдательных зрителей. Раскрывается история во всей красе только ближе к концу.


«Вот это поворот!»

М. Найт Шьямалан известен умением придумывать неожиданные сюжетные повороты, переворачивая фильм с ног на голову. 

После «Шестого чувства» его окрестили «мастером триллеров с неожиданным финалом», чем он активно пользовался в «Неуязвимом», «Таинственном лесу» и «Сплите». Всё зашло настолько далеко, что в сети начали расходиться мемы с «шьямалановским поворотом», и впоследствии режиссёр удостоился пародийного скетча в юмористическом шоу «Робоцып».

Сам Шьямалан относится к этому с юмором. К примеру, после «Оскара» в 2017 году, когда организаторы перепутали победителей в номинации «Лучший фильм», он пошутил в Twitter:

«Это я писал финал церемонии», — сказал режиссёр.


Любит появляться в своих фильмах

Шьямалан снялся во всех фильмах своего авторства. При этом его камео — не случайные эпизодические персонажи, а органично вписанные в сюжет герои. К примеру, в «Знаках» он сыграл Рэя Рэдди, сбившего жену главного героя, в «Шестом чувстве» — доктора Хилла, а в «Сплите» — охранника.

Единственным исключением стало «Явление», в котором Шьямалан хоть и не засветился в кадре, всё же озвучил персонажа, с которым жена главного героя разговаривала по телефону.


Съёмки в городе, где вырос

Режиссёр родился в Индии, но вырос в Филадельфии, где родители подарили ему восьмимиллиметровую камеру, и неудивительно, что он увлёкся кино в раннем возрасте. К 17-ти годам М. Найт снял 45 короткометражек. 

Шьямалан трепетно относится к городу, в котором вырос, поэтому именно в Филадельфии проходил съёмочный процесс большинства его работ: от «Шестого чувства» и «Сплита» до «Повелителя стихий», где действие разворачивается в фантастическом мире.


Что посмотреть:

  • «Неуязвимый» (2000) — первая попытка режиссёра показать деконструкцию супергероики как жанра, раскрывая психологию персонажей. Шьямалан наглядно продемонстрировал, что для того, чтобы быть супергероем, нужно лишь верить в себя. Главную роль сыграл Брюс Уиллис, а его противника — Сэмюэл Л. Джексон.
  • «Сплит» (2017) — один из самых жутких фильмов Шьямалана о человеке с множественным расщеплением личности, который пытается найти баланс в своём сломленном сознании. Главную роль сыграл Джеймс Макэвой, которому удалось воплотить на экране 24 различные вариации персонажа с характерными повадками и индивидуальными чертами.
  • «Стекло» (2019) — продолжение «Неуязвимого» и «Сплита», которое объединяет два фильма и создаёт полноценную трилогию. К своим ролям спустя 19 лет вернулись Уиллис и Джексон.
  • «Таинственный лес» — одна из лучших историй Шьямалана. Сюжет рассказывает об изолированной деревне и лесных существах, с которыми у жителей якобы заключен договор. В фильме сыграли Брайс Даллас Ховард, Хоакин Феникс, Эдриан Броуди, Уильям Хёрт и Сигурни Уивер.
  • «Знаки» — тяжёлый триллер о семье утратившего веру проповедника, который пытается отразить вторжение на Землю пришельцев. В этой ленте — одна из лучших ролей Мэла Гибсона и великолепная игра Хоакина Феникса.

 

Автор: Вадим Наматуллин