Олег Гаркуша: «Выхожу на сцену и танцую. Всё»

Интервью к весеннему концерту группы «АукцЫон»

Олег Гаркуша: «Выхожу на сцену и танцую. Всё»

Олег Гаркуша — музыкант, поэт и актёр, бессменный шоумен группы «АукцЫон». Другими словами, как он сам скажет в интервью, самый «видный» участник этого культового коллектива. 28 апреля увидеть Гаркушу на сцене смогут жители и гости Москвы — «АукцЫон» сыграет большой весенний концерт в VK Stadium.

Купить билеты

Наш редактор Владимир Наумов позвонил — МТС же! — Олегу Алексеевичу в поисках ответов, секретов и советов. В свою очередь, Гаркуша провёл ему урок финансовой грамотности. 

— Олег Алексеевич, в феврале вам исполнилось 63 года. Мне 28, но кажется, что это я вас в два раза старше, а не наоборот. Поделитесь своим секретом молодости и жизнелюбия.

Не знаю, не знаю. Может, от Бога так всё происходит, может, ещё как-то. Пока,  тьфу-тьфу-тьфу, болезней вроде нет никаких, состояние хорошее, и так далее (смеётся).

— То есть вы хотите сказать, что, пока никто не видит, не совершаете какой-то ритуал, после которого как ни в чём не бывало танцуете на сцене и всех удивляете?

Нет. Выхожу на сцену и танцую. Всё.

— Понятно стало только одно — нам такого не достигнуть.

Что же, старайтесь!

— Вас привычно видеть на сцене или в «Гаркунделе» (арт-центр Олега Алексеевича — прим. МТС Live). Интересно, как проходит ваш самый обычный день, сегодняшний, например. Конечно, если не секрет.

Ну, сегодня встал, помылся, побрился. Сейчас завтракаю. Потом пойду прогуляюсь — погода хорошая. А завтра, соответственно в «Гаркундель». А если летний сезон, то это дача. То есть до пятницы на даче, а после — в «Гаркунделе».

— Звучит роскошно, если честно. Особенно дача. Хочется поподробнее узнать, что вы там делаете. Говорю же, что я вас в два раза старше!

Я — начинающий огородник. Буду сажать рассаду огуречную, приводить территорию в порядок после зимы — листья подбирать, деревья подрезать. Ну и отдыхать, соответственно, буду. 

— Расскажите о музыкальных инструментах, на которых вы играете во время своих перформансов. Быть может, у них есть любопытные истории, а у вас — любимая свистулька, дудочка или погремушка? 

Да они все хороши — и маракасики, и дудочки, трещёточки, свисточечки…  Так сложилось, что у меня вот такой вот набор. На некоторых песнях во время концерта я знаю, что использовать, а если происходит импровизация, то могу достать какую-нибудь штучку и потрещать, позвонить и посвистеть.

— Но всё это строго в рамках вашего набора?

Нет, иногда дарят [инструменты]. Недавно мне друг из Москвы на день рождения подарил рог. Даже не знаю, кого — быка, не быка. Ну очень громкий звук издаёт. Я, конечно, буду его использовать, но так, в меру. Очень громкий.

— Кажется, вас можно представить любым — и весёлым, будто солнечный шар, и скромным, как весенний шмель. Только рассерженным вас представить почему-то не получается. Вы вообще хоть иногда злитесь?

Крайне, крайне редко. И если я злюсь, то пару секунд или минуту. А потом успокаиваюсь. 

— Научите!

Просто говорите: «Всё будет хорошо, не волнуйся, не нервничай». 

— И помог…

В этот момент связь прерывается — у меня закончились деньги. «Не волнуйся, не нервничай». Пополняю баланс, перезваниваю:

— Мои финансы помешали нам поговорить.

Вот видите, вы — молодой, а я не в укор вам, а просто дам совет. Я на телефон кладу денежки на месяц, чтобы быть спокойным. И никаких проблем.

— Я так и делаю! Но мой месяц, судя по всему, прошёл быстрее вашего (смеёмся). У меня несколько вопросов про «АукцЫон». Как происходит ваш контакт с другими музыкантами во время выступлений? Потому что кажется, что совершенно спонтанно.

Это на 99% импровизация. И замечательная музыка, написанная Лёней Фёдоровым. Она так образно завораживает — думаю, не только меня, а всех музыкантов — что на выходе и получается такая… энергетическая история. Люди, которые в зале находятся, участвуют в этом обмене энергией. 

Минимум 2 часа мы на сцене даём людям радость. Вот что мы делаем.

— И снова я хочу выведать у вас технические детали и, если по-огородному, заготовки. Допустим, после пятого удара в барабан вы делаете оборот вокруг себя…

Но и здесь, что называется, импровизация. То есть я, например, слышу, как Боря Шавейников (барабанщик «АукцЫона» — прим. МТС Live), допустим, что-то там такое… сыграл, скажем так, и автоматически моё тело, руки, ноги, они как-то реагируют. Я стараюсь никогда не придумывать заранее, не репетировать — там повернулся, там не повернулся. Просто это изумительная штука — музыка. И наверное — не наверное, а точно — людей привлекает то, что и как мы, «АукцЫон», делаем. Музыканты говорят, что это самая музыкальная группа в стране. Ну, я согласен.

— Я тоже.

Спасибо.

— (смеюсь) Да нет уж, это вам спасибо. Ещё немного про «АукцЫон». Я заметил, что все участники коллектива постепенно расстались со своими околотеатральными образами или перешли с костюмов на более свободную одежду. Но не вы. Почему?

Ну, смотрите, не я это придумал. Название моего образа — фронтмен, шоумен и так далее. Что такое «фронтмен»? Фронтмен — это человек, который не самый главный, а самый «видный». Можно, конечно, выйти [на сцену] в одежде, в которой я хожу [куда-нибудь ещё], но мне это будет неинтересно и, мне кажется, людям тоже. 

Если уж выходить, то выходить красиво.

— Олег Алексеевич, кого бы вы хотели сыграть на театральной сцене? Очень хорошо представляю вас в роли булгаковского Фагота.

Мне частенько говорили, что это мой образ. Но на театральной сцене, наверное, нет. В театре у меня был опыт, но мне, если честно, не очень понравилось — там минимум импровизации. А вот в кино можно было бы, но там текста много (смеётся). 

Если перечислять крайние мои роли, это советский поэт Евгений Евтушенко в фильме «Рыжий» [Семёна Серзина], лифтёр Юра в фильме «Волонтёр» [по сценарию Александра Рогожкина]... То есть они все разные, но, такие, забавные что ли. Мне так везёт, что в основном предлагают интересные роли.

Читайте также:

— Что вас занимает в последнее время и отвлекает от тревог? 

Я стараюсь быть спокойным. Считаю, что творчество — это самое важное для музыканта. Желательно, чтобы он им занимался, играл хорошие песни для людей и давал им положительные эмоции.

— Как вы думаете, почему время идёт, а «АукцЫон» остаётся интересным публике, которая, в свою очередь, всё растёт и молодеет? Настолько разных людей, как на ваших концертах, можно повстречать только в очереди к врачу. 

Хорошее сравнение! Вы знаете, здесь уже даже не вторые поколения ходят на концерты, а третьи — внучки и внуки тех людей, которые приходили к нам в 80-е. Вот я ранее сказал, что наша музыка и энергетика, на мой взгляд, особенная, других таких коллективов я не знаю. Не только в России, за рубежом — в том числе. То есть это даже не песни, а сгусток чего-то такого сильно энергетического. Потому послушать диск — это одна история, а сходить на концерт и зарядиться — история вторая. 

Помимо этого, перед и после выступлений я выхожу к столу, где продаётся продукция, и для людей это очень важно. Они могут тебя и потрогать, и сфотографироваться, и так далее и так далее. Не каждый, извините, музыкант так сделает. 

— Это правда. А у меня последний вопрос: что проще — поймать звезду с неба или блёстку с вашего пиджака?

(смеётся) 
Если так рассуждать, то блёстку, наверное — звёзды, в хорошем смысле, не всем падают. Ведь можно же её словить. 

Вообще, как в любой простой жизненной истории, это же всё не так просто получилось — ожиданно-неожиданно, но всё дело случая. Знакомство с Лёней Фёдоровым в 80-м году, первый концерт в 83-м году, не совсем удачный, второй — в 85-м, в 86-м [IV Ленинградский] рок-фестиваль… Тогда было достаточно большое количество интересных рок-групп, но так сложись, что с того времени единицы остались и играют. Но, прошу прощения, среди них многие менее известны, чем «АукцЫон». А «АукцЫон» на 50-м году творчества играет и всё остальное. И это очень приятно и здорово.

Читайте также:

Беседовал Владимир Наумов